Разговор о двоих. Картина Д.Д. Жилинского «Портрет П.Л. Капицы с женой»

12 октября 2020
О.Г. Куржукова
Портрет П.Л. Капицы с женой. 1979
  Портрет П.Л. Капицы с женой. 1979
  Д.Д. Жилинский
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

Имя Дмитрия Жилинского – одно из самых известных в ряду имен советских живописцев послевоенного времени. Творческий путь он начинал как типичный представитель социалистического реализма, но довольно быстро обрел свой особый язык и оригинальную живописную манеру, которые выделили его в общей массе художников и заставили говорить о нем как об одном из новаторов в современной живописи.  Поклонник классического искусства, Жилинский обратился к трудоемкой технике письма темперой по левкасу. Обратился осознанно, программно. Прежняя, освоенная в годы учебы в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова технология масляной живописи перестала отвечать новым устремлениям художника. В своем творчестве Д.Д. Жилинский не хотел довольствоваться натурной, бытовой трактовкой сюжета, а, как и великие мастера прошлого, искал нечто большее, всеобщее, вечное. Сами живописные приемы, каждый темперный мазок на его картинах напрямую отсылают зрителя к Средневековью, раннему Ренессансу, древнерусскому искусству. Непрозрачная и матовая, ложащаяся гладким ровным слоем и не терпящая переделок, темпера в гораздо большей степени, чем другие техники, диктует свои условия мастеру: она требует ясности и строгости стиля, отточенности рисунка, предельной внимательности и собранности в работе.

В темперной технике создан парный портрет академика П.Л. Капицы и его жены А.А. Капицы из собрания Новосибирского государственного художественного музея. Детально прописанный, чуть суховатый по манере, с бархатистой фактурой, не отблескивающей, а мягко поглощающей свет, он так отличается от своих соседей по экспозиции – полотен московских художников 1970 - 1980-х годов, выполненных масляной краской в пастозной манере. Но не только техника выделяет картину Д.Д. Жилинского. Поражает весь образный строй произведения. Казалось бы, это обыденная, неприметная сцена досуга двух пожилых супругов, но за ней стоит глубокое понимание художником своих героев, его умение средствами живописи передать их неразрывную внутреннюю связь.

Семья художника Н.М. Чернышева. 1969
  Семья художника Н.М. Чернышева. 1969
  Д.Д. Жилинский
  Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
 
 
 

К парным семейным портретам Жилинский обращался не единожды. Мы помним проникновенную картину «Семья художника Н.М. Чернышева» (1969) из коллекции Государственного Русского музея и хранящуюся в Третьяковской галерее «Молодую семью» (1980) - современную реминисценцию «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка, первого в истории искусства примера подобного жанра. В Тверской областной картинной галерее находится полотно «Вечер на юге. А.И. и Е.А. Ефимовы» (1973), а в Тульском музее изобразительного искусства - «Лето. Художники Оля и Юра Ивановы» (1976). «Двухсторонний портрет. Ирен и Петер Людвиги» (1981), портрет Тарасовых (1984), «Чудо. Художники М. Романовская и П. Шимес» (1996), многочисленные автопортреты художника с женой Ниной – все эти произведения, имеющие как заказной, так и личный характер, по-особому раскрывают тему взаимоотношения близких людей.

Герои нашей картины, супруги А.А. и П.Л. Капицы, были по-настоящему близки. Они познакомились во Франции в далеком 1926 году – юная эмигрантка Анна Крылова, влюбленная в искусство и мечтавшая стать археологом, и Петр Капица, молодой советский физик, находившийся в длительной научной командировке в Кембридже, в Кавендишской лаборатории под началом Э. Резерфорда. К тому времени оба познали боль утрат: Анна Алексеевна потеряла старших сестер и братьев, погибших в годы Гражданской войны, у Петра Леонидовича «испанка» в революционном Петрограде отняла отца, жену и двух малолетних детей. В письме подруге Анна Крылова сообщала о новом знакомом: «Глаза круглые, рот на сторону, трубка торчит все время. Славный малый. Мне положительно с ним легко быть и очень свободно» [1]. Вскоре в Париже, в посольстве Советского Союза, был зарегистрирован их брак, и началась долгая, полувековая совместная жизнь, вместившая рождение двоих сыновей, переезд в СССР, опалу времен Сталина и самозабвенную научно-исследовательскую работу Петра Леонидовича, которой эта совместная жизнь была полностью подчинена. П.Л. Капица, член более двадцати академий и научных обществ разных стран, лауреат высших научных премий, был знаменит и уважаем не только как выдающийся ученый, но и как принципиальный, смелый человек, настоящий гражданин. И Анна Алексеевна всегда, в любой ситуации, была для мужа верной, крепкой опорой. Вот как она сама писала об этом: «Надо сказать, что у нас с Петром Леонидовичем были особенные отношения. Мы были мужем и женой, но связывала нас не только любовь. У нас были необыкновенно дружеские отношения, полное понимание того, что мы делаем, и абсолютное доверие друг к другу, совершенное. Он знал, что я его не подведу никогда. Я знала, что он мне всегда скажет всю правду о том, что происходит. И вот это, я думаю, было основное, что помогло нам победить все жизненные невзгоды — полное доверие друг к другу, полная поддержка и взаимопонимание. Оказывается, дружба в супружестве гораздо важнее любви. Дружба — это самое основное» [1].

А.А. и П.Л. Капицы вскоре после свадьбы
  А.А. и П.Л. Капицы вскоре после свадьбы.
1927, Париж
 
 
 

Настоящим ангелом-хранителем, тихим, незаметным, но неизменно стоящим на страже, изобразил А.А. Капицу Дмитрий Жилинский. Она сидит в некотором отдалении от супруга, почти вплотную к левому краю картины, одетая в неприметные серые блузку, кофту и юбку. Спина прямая, руки мягко лежат на подлокотниках кресла, пальцы переплетены и покоятся на коленях. Короткие седые волосы убраны в аккуратную прическу.  Взор направлен прямо перед собой, губы тронула легкая улыбка, но профиль, четкий и чеканный, ясно читается на фоне снежного пейзажа, видного в окно. Петр Леонидович, напротив, показан в свободной и раскованной, даже артистичной позе. Раскинуты в вольном движении руки, повернута вправо голова и топорщатся пряди волос, чуть ссутулены плечи, нога закинута на ногу. Как и надлежит великому ученому, он отрешен от реальности, погружен в мир свои мыслей. Художник выдвигает фигуру П.Л. Капицы ближе к центру, акцентирует на ней внимание зрителя красным цветом кресла. Лишь этот цвет, насыщенный и яркий, свидетельствует о неукротимой энергии и внутренней силе изображенного человека. 

Д.Д. Жилинский приступил к написанию портрета сразу после присуждения академику Капице Нобелевской премии.  Но он не стал создавать официальный образ блестящего физика, получившего мировое признание. Его интересовало другое – личность ученого, его духовный мир. Не случайно, добиваясь особой интимности, камерности, он портретирует супругов в интерьере их загородного дома в поселке Николина Гора Одинцовского района Подмосковья.  «Вы идете по просеке, и все шире открывается вид на двухэтажный деревянный дом с остроконечной высокой крышей и зеркальными, без переплета окнами, - вспоминал полярник и писатель И.А. Зотиков. -  По три окна на первом и три на втором этаже. Центральное окно смотрит прямо на вас, параллельно просеке, а два других скошены под сорок пять градусов, образуя что-то напоминающее мастерскую художника, как бы две террасы одна под другой. Справа, сквозь заросли нечастых, прямых, без сучьев, с зелеными ветками только на самом верху сосен, сверкает быстрая река… И тишина, и запах разогревшихся за день, еще не остывших сосен» [2].

Портрет П.Л. Капицы с женой. 1979. Фрагмент
  Портрет П.Л. Капицы с женой. 1979. Фрагмент
  Д.Д. Жилинский
 
 
 

В этом доме П.Л. Капица переживал и трудные, и счастливые мгновения, здесь выросли его дети, сюда приезжали самые близкие и проверенные друзья. Художник тщательно отбирает детали: шахматный столик (Петр Леонидович был страстным и умелым игроком, дружил с В.В. Смысловым и М.М. Ботвинником), увесистые тома солидных книг по самым разным отраслям знаний – от науки и политики до судостроения и любимых шахмат, вольтеровское кресло с высокой спинкой, маленькие парусные кораблики, по-гриновски романтично парящие у высокого потолка. В колорите главенствуют теплые медовые оттенки деревянных стен старого дома, зеленовато-серые цвета одежд и хвои сосен за окном, розово-сиреневые краски закатного неба. Окна, расположенные эркером, с одной стороны, уютно замыкают пространство, с другой - открывают взору исполненный лиризма пейзаж: притихший зимний лес, скованную льдом и заснеженную реку.

Жилинский, всегда придерживавшийся в творчестве реалистического направления, впускает в «Портрет П.Л. Капицы с женой» одну необычную, можно сказать, сюрреалистическую деталь: нарушая интерьерное пространство, художник вводит в него, прямо поверх правой оконной рамы, элемент пейзажа – маленький уютный домик с крышей, покрытой снежным сугробом. И это небольшое отступление от «серьезного» жанра наделяет портрет вневременным оттенком. Он превращается в воспоминание о чем-то неосязаемо прекрасном.

Прекрасное чувствуется во всем – в сдержанном цветовом строе, в мерном линейном ритме, в неторопливом, вдумчивом движении кисти. Живописная гармония, достигнутая Д.Д. Жилинским в картине, становится отражением гармонии бытия двух замечательных людей и знаком истинного, глубинного единения их душ. Кажется, им достаточно одного легкого движения, вздоха, взгляда, самого присутствия, чтобы стать единым существом. Как нам подчас не хватает такой теплой человеческой близости! Проникновенный парный портрет Петра Леонидовича и Анны Алексеевны Капицы заставляет зрителя остановиться на минутку, сделать паузу, задуматься – о себе, о людях, о мире.