Память поколений: произведения из фондов Третьяковской галереи и Павловского дворца-музея в собрании Новосибирского государственного художественного музея

23 декабря 2020
Ю.И. Ужакина
На выставке Третьяковская галерея в Новосибирске. 2018
  На выставке «Третьяковская галерея в Новосибирске». 2018
 
 
 

Среди городов, в годы Великой Отечественной войны находившихся далеко от линии фронта, Новосибирск занимает особое место. Ведь он, по точному замечанию искусствоведа П.Д. Муратова, стал тогда столицей мирового изобразительного искусства [3, с. 157]. Сюда, начиная с 1941 года, были спешно эвакуированы коллекции прославленных музеев страны: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российского этнографического музея, ленинградских пригородных дворцов-музеев, в том числе – Павловска, Петродворца (Петергофа), Пушкина (Царского Села). На протяжении почти четырех лет произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства бережно хранились и экспонировались в здании Новосибирского театра оперы и балета. А затем они были благополучно возвращены в родные стены музеев. После реэвакуации в Москву сотрудник Третьяковской галереи Е.Ф. Каменская вспоминала: «При проверках, когда картины вынули и распаковали, оказалось, что все они в хорошем состоянии и почти не требуют реставрационного лечения» [4, с. 111-112]. 

Спустя двенадцать лет после окончания войны, в 1957 году, вышло постановление об организации картинной галереи в Новосибирске. Перед молодым музеем и его маленьким коллективом встала важная и сложная задача комплектования фондов. Основу его коллекции составили произведения, поступившие через закупочные комиссии Министерств культуры СССР и РСФСР. Немалая роль в создании музейного собрания принадлежала местным художникам. В последующем пополнении его фондов большое место заняла работа научных сотрудников музея с известными коллекционерами, с художниками и их наследниками.

В.А. Тропинин. Портрет князя А.С. Долгорукова
  Портрет князя А.С. Долгорукова
  В.А. Тропинин
  Из Государственной Третьяковской галереи в 1960 году
 
 
 

Отдельно стоит отметить роль музеев, которые в конце 1950-х – начале 1960-х годов приняли участие в формировании коллекции Новосибирской картинной галереи. Среди них самыми отзывчивыми оказались музеи, эвакуированные в военные годы в Новосибирск. Особенно ценным вкладом в становление новосибирского собрания можно назвать передачу произведений из Третьяковской галереи и Павловского дворца-музея. Многие из работ, поступивших из этих коллекций, и сегодня составляют значимую часть раздела русского искусства XVIII -  начала XX столетия в постоянной экспозиции музея.

Позволим себе объяснить готовность этих музеев к сотрудничеству с Новосибирском не только приказом вышестоящего руководства, но и памятью о годах эвакуации. Сохранившиеся воспоминания и письма их сотрудников, сопровождавших ценный груз и приехавших в Сибирь с семьями, фотохроника и различные музейные издания, выпущенные к памятным датам, подтверждают это предположение и дают нам возможность представить, насколько важным было их пребывание в столице Сибири. В этот сложный период эвакуация позволила не только сохранить ценнейшие произведения от гибели, но и подарить местным жителям радость непосредственного знакомства с шедеврами ведущих музеев страны. Сотрудники Филиала Третьяковской галереи отмечали, что даже в мирное время, в искушенной столице, они не встречали отзывов о выставках, подобных тем, которые получали от сибиряков, - по их душевности, внимательности и искренности восприятия искусства.

После войны произведения из собрания Третьяковской галереи не раз возвращались в Новосибирск - уже в стены художественного музея, в составе выставок. Недавняя такая выставка - «Третьяковская галерея в Новосибирске. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XX века» - состоялась в 2018 году. Сотрудники Третьяковки постарались включить в нее работы, которые находились здесь в годы войны, дополнив экспозицию мемориальным разделом, состоявшим из копий архивных документов, рассказывающих об эвакуации.

В собрании Новосибирского художественного музея представлено несколько десятков произведений живописи, графики, скульптуры, переданных из Третьяковской галереи. Среди них особый интерес посетителей неизменно вызывают «Портрет Екатерины II» Ф.С. Рокотова, «Портрет князя А.С. Долгорукова» В.А. Тропинина, «Портрет великого князя Николая Николаевича старшего» Ф. Крюгера, «Солнечная корона (Полное солнечное затмение в Феодосии)» А.М. Васнецова и «Осень» С.Ю. Жуковского. Обращает на себя внимание небольшая скульптурная гипсовая композиция В.А. Серова «Похищение Европы», датируемая 1910 годом и связанная с работой художника над известным одноименным полотном. Это произведение раскрывает еще одну сторону творчества выдающегося мастера.

А.М. Герасимов. Улица в Козлове. 1913
  Улица в Козлове. 1913
  А.М. Герасимов
  Из Государственной Третьяковской галереи в 1960 году
 
 
 

Учеником В.А. Серова и К.А. Коровина был А.М. Герасимов. Его ранняя картина «Улица в Козлове» (1913) в числе прочих поступила в музей из Третьяковки. Многим зрителям Герасимов представляется истинно советским живописцем. Это любимый художник Иосифа Сталина, лауреат всевозможных премий, автор полотна «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», которое в народе получило ироничное название «Два вождя после дождя». Однако до революции творческая манера Александра Михайловича была совершенно иной. Работа, вошедшая в новосибирское собрание, открывает посетителям Герасимова, увлеченного живописными поисками французских мастеров и своих великих русских учителей. На ней художник изобразил улицу города Козлова (ныне Мичуринск), где он родился и провел детские и юношеские годы. Эта яркая, живая картина давно полюбилась нашим маленьким посетителям.

Н.К. Рерих.  Синие вершины. 1939
  Синие вершины. 1939
  Н.К. Рерих
 
 
 

С Третьяковской галереей связан еще один, поистине бесценный, дар - шестьдесят произведений Н.К. Рериха, поступивших в Новосибирск в 1960 году. История их передачи в коллекцию изобилует множеством легенд. Интересны в этом контексте воспоминания искусствоведа Павла Дмитриевича Муратова, стоявшего у истоков галереи и принимавшего активное участие в ее собирательской деятельности. «В Ленинграде, - рассказывает он, -  в разговоре с сотрудниками отдела рукописей Русского музея Ю.Н. Подкопаевой и Е.Г. Левенфиш совершенно случайно возникла тема завещания Н.К. Рериха, по которому один из городов Сибири имел право получить часть его живописного наследия. Началась полоса общения Муратова с сыном Н.К. Рериха Ю.Н. Рерихом, вернувшимся на Родину в 1957 году. В 1960 году, после неспешных решений и утверждений Министерства культуры СССР и вслед за тем Министерства культуры РСФСР, Новосибирская картинная галерея получила шестьдесят полотен Н.К. Рериха из его гималайского цикла. С их появлением в постоянной экспозиции галерея на десятилетия сделалась центром притяжения сибирской интеллигенции» [2, с. 13]. В акте передачи экспонатов из Третьяковской галереи, где работы художника находились на временном хранении, читаем: «Названные художественные произведения выдаются в постоянное пользование согласно завещанию Н.К. Рериха» [1]. В их числе были этюды и большие полотна - «Бэда-проповедник», «Сантана», «Настасья Микулична», «Нанда-Дэви» и другие. Сегодня вся коллекция работ Н.К. Рериха представлена в постоянной экспозиции музея и является его подлинной гордостью. 

Не менее значимыми и разнообразными стали поступления из Павловского дворца-музея. В 1958 году из него было передано в Новосибирск больше двух десятков произведений живописи и графики, созданных известнейшими художниками XVIII – начала XX столетия, такими как А.П. Боголюбов, В.Д. Поленов, А.Д. Кившенко. Ценным пополнением коллекции послужили иллюстрации к знаменитому четырехтомному изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», исполненные В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, А.П. Рябушкиным, К.В. Лебедевым. 

Картины, ранее хранившиеся в Павловске, заняли достойное место в постоянной экспозиции музея, например, два полотна А.Г. Варнека «Милостыня» и «Портрет Н.К. Стюрлера», «Портрет великого князя Владимира Александровича» кисти С.К. Зарянко, «Пейзаж с мостом и крепостью на горе», исполненный Л.Ф. Лагорио. Привлекает внимание этюд Б.М. Кустодиева «Портрет А.А. Бобринского». Молодой художник, ученик И.Е. Репина, написал его для грандиозного полотна своего знаменитого учителя «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», в подготовительной работе над которым он принимал деятельное участие.

Н.П. Богданов-Бельский. Между уроками
  Между уроками. Около 1903
  Н.П. Богданов-Бельский
  Из Павловского дворца-музея в 1958 году
 
 
 

Украшением экспозиции и важной частью экскурсионного маршрута служит картина Н.П. Богданова-Бельского «Между уроками». Полотно, на котором изображены крестьянские дети за игрой в шашки, раскрывает ведущую тему творчества этого художника. Известно, что прежде произведение находилось в парадном кабинете императора Николая II в Александровском дворце Царского Села. Это обстоятельство придает истории бытования картины особый акцент, ведь при Николае II Александровский дворец был основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни.

Важно отметить, что произведения, переданные Третьяковской галереей и Павловским дворцом-музеем в Новосибирск, обрели здесь «вторую» жизнь. С одной стороны, можно представить, как нелегко было музеям расставаться с частью своих коллекций. С другой стороны, для собраний, исчислявшихся сотнями тысяч, передача нескольких десятков экспонатов вряд ли была по-настоящему ощутимой. Возможно, многие из этих работ находились бы в запасниках, а зритель мог бы увидеть их только на выставках. Но для молодой галереи произведения столь высокого уровня значили очень многое. Бережно принятые в Новосибирске, они реставрировались, по мере их тщательного изучения менялись представления об их авторстве, уточнялись датировки, устанавливались имена изображенных, порой открывались совершенно удивительные и драматические подробности судеб как художников, так и моделей. И, на наш взгляд, именно в этих бесценных дарах заключается благодарность и память поколений, неразрывной нитью связавшая людей, города и музеи.

Литература


1 Акт №78 от 16.05.1960 на выдачу экспонатов из Государственной Третьяковской галереи // Архив отдела учета НГХМ.
2 Муратов П.Д. Из истории Новосибирского художественного музея //  Современный музей в культурном пространстве Сибири : материалы юбилейной научной конференции (12–13 ноября 2008 года), посвященной 50-летию Новосибирского государственного художественного музея / сост., ред. А. Д. Клушин. Новосибирск : [ПОЛИГРАФ], 2009. C. 5-14.
3 Муратов П.Д. Художественная жизнь Новосибирска. Если завтра война… // Идеи и идеалы. 2011. № 1(7). Т. 1. С. 152-164.
4 Теркель Е.А. Филиал Третьяковской галереи в Новосибирске (1941-1944) // Третьяковская галерея в Новосибирске. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XX века. М., 2018. С. 86-113.