Ростислав Черепанов. Художник. Творчество. Эпоха
Портрет художника |
|
Е.А. Куприянов | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
Путь Художника берет свое начало в детстве – периоде самых ярких и чистых впечатлений. И хотя детство Ростислава Федоровича Черепанова пришлось на трудное время между двумя войнами, пору общественных преобразований, нищеты, голода и восстановления народного хозяйства, когда казалось, что рисование не самое важное и необходимое занятие, – именно тогда пришло осознание и понимание того, что главное в его жизни – художественное творчество. Формированию национального мировоззрения будущего живописца способствовала атмосфера семьи с казачьими песнями и почитанием церкви, где каждый был человеком мастеровым, творческим. Однако только Ростислав Черепанов выбрал для себя путь профессионального художника, с которого он уже не свернет никогда, оставаясь востребованным на протяжении более пятидесяти лет.
Основную творческую тему могло определить родство с известными тобольскими зодчими братьями Черепановыми, строителями первого омского каменного храма – Воскресенского казачьего собора, потомком которых, согласно семейным преданиям, является омский мастер. Созидательное начало, осмысление особой гармонии памятников национальной архитектуры, а также детские впечатления от уходящей красоты разрушаемых омских храмов, желание сохранить увиденное в памяти, а затем воспроизвести на бумаге заставили художника обратиться к жанру архитектурного пейзажа, сделав памятники древнерусского зодчества главными «героями» его Творчества. Используя многообразие живописно-пластических приемов, он в разные годы обращается к величавым образам национальной архитектуры, отмечая торжественное состояние в приземистых «Древних памятниках Соликамска» (1964), в неприступных и мощных стенах «Борисоглебского монастыря» (1966), в гармоничных пропорциях памятников древнерусских городов («Ростов Великий», 1967; «Суздальский собор», 1969; «Углич», 1985), в яркой декоративности краснокирпичных стен «Переславля-Залесского» (1967), «Старой Ладоги» (1970), в классической гармонии и соразмерности омских храмов («Черлакские арбузы. В устье Оми», 1988; «Омская часовня», 1985), в лирическом звучании древнерусского памятника («Церковь на Нерли», 1989). Но, даже обращаясь к самой непопулярной в советское время теме, художник невольно является летописцем Эпохи, прибегая к композиционным приемам с крупными планами и «обезглавленными» куполами, намеренно «обрезая» верхнюю часть с отсутствующими крестами – мрачной приметой того времени.
Старая Ладога | |
Р.Ф. Черепанов |
Художник начинал свою творческую деятельность в 1960-е годы – время новых возможностей и творческих экспериментов – в молодом талантливом коллективе коллег, представителей разных художественных школ страны, волею судеб собравшихся в Омске и взаимно обогащающих творческие процессы, способствующих поиску новых выразительных средств, смелым экспериментам, свойственным периоду «оттепели». В силу семейных обстоятельств и для реализации творческих задач молодой автор много путешествовал, отражая многочисленные приметы времени в своих произведениях. Обширная география поездок позволила Ростиславу Черепанову в разные годы создать такие непохожие по духу и настроению произведения как серия среднеазиатских пейзажей с их подчеркнутой декоративностью («Персики цветут», 1953; «Ташкент. Мечеть», 1953; «Казахстан. В степи», 1964; «Самаркандский базар», 1985), монументально звучащие циклы индустриальных пейзажей и жанровых композиций («Сочи. Рыбацкие суда», 1956; «Сургутский порт», 1963; «Березово. У рыбзавода», 1968), живописные повествовательные рассказы о жизни народов Севера («Охотники-ханты», 1978; «Разговор», 1978) и Омского Прииртышья («Сплав на Иртыше», 1962; «Усть-Ишим», 1978; «Тарский пейзаж», 1975; «Вечер на Иртыше», 1979).
Ретроспективная выставка произведений Р.Ф. Черепанова была открыта накануне юбилейной даты – 10 июня 2010 года – в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, где хранятся лучшие работы художника.