Ростислав Черепанов. Художник. Творчество. Эпоха

12 апреля 2011
Л.А. Тимкова
Портрет художника Р. Черепанова. 1989
Портрет художника Р. Черепанова. 1989
Е.А. Куприянов
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Путь Художника берет свое начало в детстве – периоде самых ярких и чистых впечатлений. И хотя детство Ростислава Федоровича Черепанова пришлось на трудное время между двумя войнами, пору общественных преобразований, нищеты, голода и восстановления народного хозяйства, когда казалось, что рисование не самое важное и необходимое занятие, – именно тогда пришло осознание и понимание того, что главное в его жизни – художественное творчество. Формированию национального мировоззрения будущего живописца способствовала атмосфера семьи с казачьими песнями и почитанием церкви, где каждый был человеком мастеровым, творческим. Однако только Ростислав Черепанов выбрал для себя путь профессионального художника, с которого он уже не свернет никогда, оставаясь востребованным на протяжении более пятидесяти лет.

Основную творческую тему могло определить родство с известными тобольскими зодчими братьями Черепановыми, строителями первого омского каменного храма – Воскресенского казачьего собора, потомком которых, согласно семейным преданиям, является омский мастер. Созидательное начало, осмысление особой гармонии памятников национальной архитектуры, а также детские впечатления от уходящей красоты разрушаемых омских храмов, желание сохранить увиденное в памяти, а затем воспроизвести на бумаге заставили художника обратиться к жанру архитектурного пейзажа, сделав памятники древнерусского зодчества главными «героями» его Творчества. Используя многообразие живописно-пластических приемов, он в разные годы обращается к величавым образам национальной архитектуры, отмечая торжественное состояние в приземистых «Древних памятниках Соликамска» (1964), в неприступных и мощных стенах «Борисоглебского монастыря» (1966), в гармоничных пропорциях памятников древнерусских городов («Ростов Великий», 1967; «Суздальский собор», 1969; «Углич», 1985), в яркой декоративности краснокирпичных стен «Переславля-Залесского» (1967), «Старой Ладоги» (1970), в классической гармонии и соразмерности омских храмов («Черлакские арбузы. В устье Оми», 1988; «Омская часовня», 1985), в лирическом звучании древнерусского памятника («Церковь на Нерли», 1989). Но, даже обращаясь к самой непопулярной в советское время теме, художник невольно является летописцем Эпохи, прибегая к композиционным приемам с крупными планами и «обезглавленными» куполами, намеренно «обрезая» верхнюю часть с отсутствующими крестами – мрачной приметой того времени.

Старая Ладога
Старая Ладога
Р.Ф. Черепанов

Художник начинал свою творческую деятельность в 1960-е годы – время новых возможностей и творческих экспериментов – в молодом талантливом коллективе коллег, представителей разных художественных школ страны, волею судеб собравшихся в Омске и взаимно обогащающих творческие процессы, способствующих поиску новых выразительных средств, смелым экспериментам, свойственным периоду «оттепели». В силу семейных обстоятельств и для реализации творческих задач молодой автор много путешествовал, отражая многочисленные приметы времени в своих произведениях. Обширная география поездок позволила Ростиславу Черепанову в разные годы создать такие непохожие по духу и настроению произведения как серия среднеазиатских пейзажей с их подчеркнутой декоративностью («Персики цветут», 1953; «Ташкент. Мечеть», 1953; «Казахстан. В степи», 1964; «Самаркандский базар», 1985), монументально звучащие циклы индустриальных пейзажей и жанровых композиций («Сочи. Рыбацкие суда», 1956; «Сургутский порт», 1963; «Березово. У рыбзавода», 1968), живописные повествовательные рассказы о жизни народов Севера («Охотники-ханты», 1978; «Разговор», 1978) и Омского Прииртышья («Сплав на Иртыше», 1962; «Усть-Ишим», 1978; «Тарский пейзаж», 1975; «Вечер на Иртыше», 1979).

Ретроспективная выставка произведений Р.Ф. Черепанова была открыта накануне юбилейной даты – 10 июня 2010 года – в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, где хранятся лучшие работы художника.