Об «Экслибрисе Еремина» Н.Н. Нагорской

17 октября 2022
М.В. Забровская
Н.Н. Нагорская
  Автопортрет. 1926
  Н.Н. Нагорская
 
 
 

В творческом наследии известного сибирского графика Наталии Николаевны Нагорской (1895–1983), хранящемся в фондах художественного и краеведческого музеев Новосибирска, выделяются немногочисленные экслибрисы. В данной статье речь пойдет о работе художницы в этой разновидности прикладной графики во время ее обучения на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа в 1921–1924 годах.

Во второй половине марта 1921 года Наталия Нагорская, приехавшая в Москву из Киева, поступила на первый курс первого набора живописного факультета ВХУТЕМАСа [3, с. 166], но вскоре перешла на полиграфический факультет, привлекавший особое внимание учащихся. К началу 1920/1921 учебного года на нем числилось 36 человек, в январе 1921 года их количество возросло до 49, а к апрелю там обучались уже 132 студента [1, с. 21].

Ключевой фигурой на факультете был Владимир Андреевич Фаворский, назначенный в феврале 1920 года на должность «профессора по деревянной гравюре» ВХУТЕМАСа [1, с. 176]. Он и его коллега Павел Яковлевич Павлинов, преподававший рисунок и ксилографию, оказали большое влияние на становление Н.Н. Нагорской как художника-графика.

Известный московский художественный критик и коллекционер П.Д. Эттингер, выступивший в 1920-е годы в печати с несколькими статьями о творчестве В.А. Фаворского, писал в одной из них о существовании в среде графиков, особенно молодых, «круга Фаворского». Кем-то из недоброжелателей даже был «пущен в ход глагол "фаворить" и говорилось о "фаворятах"» [6, с. 4]. Эттингер отмечал значительное влияние Фаворского на художников-граверов «в области обогащения и изощрения ксилографической техники, равно и теоретического обоснования всего искусства деревянной гравюры». Особенно заметно оно было во ВХУТЕМАСе, где «в первые годы учения на графическом факультете <…> ученики Фаворского подражали своему профессору сильно и подчас более чем дозволено» [6, с. 4]. Среди этих учеников, впитывавших новизну художественного языка В.А. Фаворского и пытавшихся копировать его приемы гравирования на дереве и линолеуме, была и Наталия Нагорская.

Под руководством В.А. Фаворского уже в первой половине 1921 года Н.Н. Нагорская в числе других учащиеся ВХУТЕМАСа участвовала в работе над одним из первых иллюстрированных изданий в Советской России – тематическим альбомом «Революционная Москва – Третьему конгрессу Коммунистического Интернационала», состоявшим из 101 гравюры на отдельных листах. В этот альбом, выпущенный ограниченным тиражом летом 1921 года, вошли три линогравюры, исполненные Н.Н. Нагорской. Издание, включившее работы студентов и педагогов ВХУТЕМАСа, стало успешным опытом применения преподавательской методики В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова, в которой важное место отводилось практике.

В 1921/1922 учебном году студенты полиграфического факультета получили задание проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова. В 1922 году в типографии ВХУТЕМАСа были сделаны десять книжечек с десятью баснями, оформленных, набранных и напечатанных студентами [1, с. 23]. В этой работе приняла участие и Наталия Нагорская. Книжка «Волк и Журавль» с выполненными ею обложкой, тремя сюжетными иллюстрациями и концовкой в технике цветной литографии вышла в том же году в московском издательстве «Поморье» (отпечатана в типографии Главлита тиражом 5 тысяч экземпляров).

Экслибрис Еремина. Вариант. 1922
  Экслибрис Еремина. Вариант. 1922
  Н.Н. Нагорская
 
 
 

В этот же период, как того требовала учебная программа, Наталия Николаевна пробовала себя как художник-иллюстратор и одновременно книгоиздатель. В 1922 году она издала на собственные средства две книги со своими стихами, тиражом по 12 экземпляров каждая: сборник «Стихи» и «В школу» [2, с. 445–446]. В 1923 году книга «В школу», предназначенная для учеников младшего возраста, с автолитографиями, сюжетными заставками, концовкой и шрифтом Н.Н. Нагорской вышла в издательстве «Поморье» уже большим тиражом [3, с. 169].

Тогда же Нагорская обратилась и к созданию экслибрисов. В 1922 году в качестве учебной работы она выполнила экслибрис Еремина в технике ксилографии. Два его варианта, а также гравировальная доска хранятся в Новосибирском государственном художественном музее. Кроме того, оттиск одного из вариантов находится в фондах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

В качестве композиционной основы этого экслибриса Нагорская выбрала традиционную форму раскрытой книги, заключенной в широкую рамку. В левой части, на фоне стилизованных книжных строк, обозначенных частыми горизонтальными штрихами, изображена обнаженная женская фигура, сидящая на планетном шаре, окруженном орбитальным кольцом. Во втором варианте тот же планетный шар показан с сеткой параллелей и меридианов. Фигура дана в профильном повороте вправо; ладонь правой руки, согнутой в локте, лежит на бедре; левая рука обхватывает колено правой ноги, изящно закинутой на левую. Положение фигуры указывает на то, что перед нами образ позирующей натурщицы. Изображение земного шара свидетельствует о склонности владельца книжного знака к путешествиям.

Экслибрис Еремина. Вариант. 1922
  Экслибрис Еремина. Вариант. 1922
  Н.Н. Нагорская
 
 
 

В правой части композиции художница поместила характерный силуэт Апеннинского полуострова с надписью «Италия». В одном варианте он омывается морскими волнами, переданными волнообразными линиями, в другом на фоне повторяются стилизованные книжные строки. Данный элемент экслибриса указывает на какое-то отношение его владельца к Италии.

Поверх изображений на всем развороте книги имеются надписи крупными буквами: вверху – «EX LIBRIS», внизу – «ЕРЕМИНА». Художница не указала инициалов владельца книжного знака, и долгое время его личность оставалась невыясненной.

В московском окружении Н.Н. Нагорской начала 1920-х годов известен лишь один Еремин, чья биография и творческие поиски полностью соответствуют использованным в экслибрисе образам. Известно, что в декабре 1918 года в первые Государственные свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 году во ВХУТЕМАС, поступил Юрий Петрович Еремин [5, с. 136], «сын донской казачки и заезжего художника-итальянца» [4], в будущем известный фотохудожник. В 1910 году Ю. Еремин, уже увлекавшийся фотоискусством, путешествовал по Европе, посетил Италию, Францию, Германию, Австрию и другие страны. Как отмечают исследователи его фотографического творчества, помимо портретного жанра Еремин много работал над съемкой обнаженной натуры.

Таким образом, можно предположить, что в качестве учебного задания в 1922 году Н.Н. Нагорская выполнила экслибрис для своего товарища по ВХУТЕМАСу Ю.П. Еремина.

Литература


1 ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Полиграфический факультет. 1920–1930 : [сборник] : в 2 т. Т. 1 : Преподаватели. Студенческие работы. Коллективные работы выпускников / Московский клуб библиофилов ; авт.-сост. Л. И. Чертков. М. : Бослен, 2020. 622, [1] с.
2 ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Полиграфический факультет. 1920–1930 : [сборник] : в 2 т. Т. 2 : Краткие биографии художников, учившихся на полиграфическом факультете / Московский клуб библиофилов ; авт.-сост. Л. И. Чертков. М. : Бослен, 2020. 735, 96 с.
3 Забровская М.В., Е.Ю. Широкова. Чистый рисунок души: к биографии художницы Наталии Николаевны Нагорской // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 156–173.
4 Чулков А. Его работы крали с выставок [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2286154 (дата обращения: 14.07.2022).
5 Чулков А. Светопись Юрия Еремина // Наше наследие. 2000. № 53. С. 132–139.
6 Эттингер П.Д. Круг Фаворского // Гравюра на дереве. Л. : Тип. Академии Художеств, 1929. Сб. 4. С. 4–13.

Примечание


1 Вариант статьи: Забровская М.В. Книжная графика сибирского художника-графика Н.Н. Нагорской первой половины 1920-х гг. – опубликован в издании: Российский экслибрисный журнал. 2021. Вып. 31. С. 30–34.