Театральная графика Новосибирска:
из опыта музейной атрибуции

28 сентября 2023
С.П. Голикова
Тронный зал Вельзевула в аду. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Я. Дрды «Забытый черт». 1961
  Тронный зал Вельзевула в аду. Эскиз декорации
к спектаклю по пьесе Я. Дрды «Забытый черт». 1961
  В.Ю. Шапорин
 
 
 

В июне 2023 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Атрибуция в музее. Возвращение автора», продолжившая серию экспозиций, знакомящих специалистов и любителей искусства с наиболее интересными результатами многолетней научно-исследовательской деятельности хранителей его фондовых коллекций. В число ее разнообразных экспонатов вошли и несколько листов театрально-декорационной графики 1960-х годов.

В новосибирском музейном собрании выделяется небольшая, но емкая и выразительная группа произведений художников театра, работавших в нашем городе во второй половине ХХ века. В эскизах талантливых сценографов Ю.И. Кононенко, Т.Д. Дидишвили, Н.Н. Клеминой, Е.Э. Гороховского, Г.С. Якубовской, В.А. Фатеева ярко воплощены творческие индивидуальности этих мастеров и представлены спектакли, заслуженно вошедшие в историю театральной жизни Новосибирска.

Вместе с тем, среди этих работ до недавнего времени имелись экспонаты, требовавшие серьезного атрибуционного исследования. Поступив в музейную коллекцию в конце 1960-х годов, из неустановленных источников и без сопроводительных документов, они считались произведениями неизвестных авторов. Необходимо было уточнить и названия этих эскизов, датировать их, определить, для каких театральных постановок они исполнены.

Дом священника в Далскабатах. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Я. Дрды «Забытый черт». 1961
  Дом священника в Далскабатах. Эскиз декорации
к спектаклю по пьесе Я. Дрды «Забытый черт». 1961
  В.Ю. Шапорин
 
 
 

Посетителям выставки «Возвращение автора» были представлены два эскиза декораций, носившие прежде условные наименования «Интерьер» и «Вход с улицы». Мотивы и стилистическое решение этих листов позволяли предположить, что они созданы для спектакля «Забытый черт», поставленного по пьесе чешского драматурга Яна Дрды в Новосибирском драматическом театре «Красный факел» в 1961 году. Их сопоставление с текстом пьесы и фотографиями сцен из спектакля, хранящимися в музее Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, подтвердило эту гипотезу, а также дало возможность соотнести эскизы с конкретными частями постановки и предложить более точные названия для них: «Тронный зал Вельзевула в аду» и «Дом священника в Далскабатах».

В репертуарных сборниках театра опубликованы сведения об авторе декораций этого спектакля: им был известный сценограф, лауреат Государственной премии СССР Василий Юрьевич Шапорин, служивший в 1955 – 1966 годах главным художником «Красного факела».

«Пьеса Яна Дрды, – писал В.Ю. Шапорин в аннотации к постановке, – согрета народным юмором, порой бесхитростна и наивна, как детская сказка, порой вырастает до сатирического памфлета. Хотелось поэтому выразить в оформлении прежде всего народный, национальный характер пьесы, передать средствами театральной живописи комедийность сюжета, а также воплотить на сцене ту грань между достоверностью и фантастикой, в которой, может быть, и заключено основное обаяние этой пьесы» [3, ед. хр. 1457/1].

Эскизы к «Забытому черту» свидетельствуют о запоминающейся, праздничной зрелищности этого спектакля. Их изобразительный язык стилистически близок к примитиву и полон веселой изобретательности. Художник смело сочетает яркие, контрастные цвета – красный и черный, зеленый и желтый в «Тронном зале Вельзевула», розовый и зеленый, синий и охристый в «Доме священника»; заполняет их локальные плоскости дробными линейными и точечными узорами, подчеркивая этими приемами общую жизнерадостную атмосферу сценического действия.

Эскиз костюма Марьи Антоновны к неосуществленной постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Эскиз костюма Марьи Антоновны к неосуществленной
постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Р.П. Акопов
 
 
 
Эскиз костюма Хлестакова к неосуществленной постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Эскиз костюма Хлестакова к неосуществленной
постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Р.П. Акопов
 
 
 

Более длительными и сложными оказались атрибуционные поиски, связанные с анонимными эскизами костюмов к неизвестной постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Два листа из этой маленькой серии также стали экспонатами выставки «Возвращение автора».

Единственным, но очень важным основанием для определения места и времени работы над этим спектаклем послужили надписи на рисунках, в которых рядом с именами персонажей приводятся фамилии предполагаемых исполнителей их ролей. Постановка в таком актерском составе была возможна только в новосибирском «Красном факеле» в 1960-е годы. Однако в репертуаре этого театра в названный период «Ревизора» не было. Ни в архиве театра, ни в фондах музея Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России не выявились данные о подобном спектакле.

Сведения о задуманной, но не воплощенной на сцене постановке «Ревизора» были обнаружены в материалах заседаний художественного совета «Красного факела», находящихся в Государственном архиве Новосибирской области. Мысль об осуществлении этого спектакля неоднократно привлекала внимание творческого коллектива театра в 1964, 1965 и 1966 годах. Обращаясь к гоголевскому произведению, участники художественного совета говорили о необходимости современного прочтения классической пьесы, рассуждали о трудностях, неизбежных на этом пути. В итоге «Ревизор» был включен в репертуарный план «Красного факела» на апрель – май 1967 года. Однако намеченная премьера не состоялась. В одном из протоколов заседаний художественного совета театра за 1968 год встречается упоминание о том, что причиной отказа от постановки стало несогласие коллектива с заявленной режиссерской концепцией [2, л. 37].

Эскиз декорации к неосуществленной постановке пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Эскиз декорации к неосуществленной постановке
пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1967
  Р.П. Акопов
 
 
 

Архивные документы позволяют установить автора сценического оформления неосуществленного спектакля и увидеть, что предложенная им интерпретация пьесы также была воспринята неоднозначно. Художником-постановщиком этой версии «Ревизора» был Роберт Петрович Акопов, сотрудничавший в 1965 – 1969 и 1971 – 1975 годах в «Красном факеле» и работавший в последующее время главным художником драматических театров Таллина и Ярославля, ленинградского театра имени В.Ф. Комиссаржевской, тольяттинского драматического театра «Колесо». Разработанная Акоповым декорация «Ревизора», представляющая собой ступенчатую площадку, обрамленную массивными деревянными колоннами и тяжеловесными церковными куполами на деревянных же барабанах, по замыслу художника, должна была символизировать подавляющую и отупляющую силу российской государственности, провинциального, чиновничьего уклада жизни (эскиз этой декорации также принадлежит Новосибирскому государственному художественному музею). Обсуждение сценографического проекта спектакля, организованное в марте 1967 года, обернулось острой полемикой между членами художественного совета, не считавшими уместным играть «Ревизора» вне исторически достоверного, подробного изобразительного контекста, и их оппонентами, принимавшими условность и образную лаконичность оформления как творческую возможность для увлекательной и нетрадиционной актерской работы. Мнения об эскизах костюмов также оказались различными. Одни участники дискуссии полагали, что отвлеченным декорациям должны соответствовать предельно условные одежды персонажей; другие выражали надежду на то, что именно костюмы приблизят спектакль к гоголевской эпохе; третьи отмечали, что цветовая сдержанность общего сценического решения подчеркнет их яркость и красоту [1, лл. 27–29].

В сравнении с задуманной декорацией эскизы костюмов к «Ревизору» – прежде всего, мужских – отличаются большей исторической конкретностью и точностью отдельных деталей. Однако и они наделены гротескной выразительностью, созвучной основной идее художника.

Можно предположить, что противоречивость суждений по поводу сценографической трактовки спектакля, созданной Р.П. Акоповым, оказалась одной из причин, по которым готовившаяся постановка была отвергнута.

История атрибуции произведений В.Ю. Шапорина и Р.П. Акопова знакомит посетителей музея с непростыми и увлекательными путями исследования экспонатов и открывает в его коллекции имена двух художников, плодотворно работавших в Новосибирске в 1960-е годы.

Источники:


1 Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 140.
2 Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 157.
3 Театральный музей Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России. Фонд театра «Красный факел». Папка 29.