Возвращение автора

28 сентября 2023
А.Д. Клушин
Большевистский колхоз готов к севу. 1933
  Большевистский колхоз готов к севу. 1933
  С.Я. Адливанкин
 
 
 

«Возвращение автора» – третья из серии выставок, посвященных проблемам атрибуции произведений изобразительного искусства, которые проводятся в стенах Новосибирского государственного художественного музея. Первая из них состоялась в 2018 году по инициативе старшего научного сотрудника Ольги Алексеевны Черепениной и была связана с установлением личностей изображенных на портретах, которые изначально считались неизвестными. Она так и называлась «Известные неизвестные». Вторая выставка из-за пандемии смогла состояться только в 2022 году. Тема этой экспозиции была обозначена как «Атрибуция места. География и картина». На ней было наглядно показано, как незнакомые города и местности, представленные на живописных полотнах, гравюрах и рисунках, обретают названия вполне конкретных географических объектов.

Успех предыдущих проектов предопределил цели и задачи следующей выставки. Ныне демонстрация достижений в области атрибуции сосредоточена на проблеме авторства экспонатов. В ее состав вошли произведения, над исследованием которых работали наши ведущие специалисты: Светлана Анатольевна Беляева, Светлана Павловна Голикова, Ольга Алексеевна Черепенина и автор этих строк, Александр Дмитриевич Клушин.

Сотрудники музея ведут большую и кропотливую деятельность по определению авторства отдельных произведений. Она касается не только старых полотен и графических листов, но и работ, исполненных уже в XX веке. Часто наследие художников, оказываясь в руках равнодушных людей, со временем теряет имена своих создателей. Даже подпись на картине не является гарантией сохранения имени художника.

В 1992 году волею судьбы из Новосибирского государственного краеведческого музея к нам попало полотно «Большевистский колхоз готов к севу» 1933 года, подпись на котором никак не прочитывалась. В документах холст значился произведением неизвестного художника. Источник его поступления в краеведческий музей не был установлен. Сначала стилистический анализ картины направил автора атрибуции в сторону творчества молодых живописцев первых лет советской власти, сменивших авангардные приемы на принципы социалистического реализма. Потом, после реставрации произведения, поначалу плохо читаемая подпись была правильно расшифрована и найдены аналогии этой работы с творчеством ныне достаточно известного художника Самуила Яковлевича Адливанкина (1897 – 1966) периода 1930-х годов.

Летний пейзаж с рекой и березами Эскиз (?) к картине «Вид из окрестностей села Поречье». 1869
  Летний пейзаж с рекой и березами
Эскиз (?) к картине «Вид из окрестностей села Поречье». 1869
  Л.Л. Каменев
 
 
 

Вышеприведенный пример говорит о том, что иногда проходят долгие годы, прежде чем у того или иного произведения вновь появится автор. К таким счастливым находкам относится установление авторства пейзажа, поступившего в музей в 1991 году под именем Васильева. Была надежда на то, что полотно написано известным пейзажистом Федором Александровичем Васильевым, но она не оправдалась. Только в 2014 году картина прошла реставрацию. Ее вид изменился в лучшую сторону. Поиски ее автора привели к плодотворным результатам. Оказалось, что произведение принадлежит кисти Льва Львовича Каменева (1833 – 1886) и, скорее всего, является довольно большим эскизом к его известной картине из Государственного Русского музея «Вид из окрестностей села Поречье» (1869). Существуют как ее авторские повторения, так и многочисленные более поздние копии, выполненные любителями. В нашем пейзаже есть свежесть этюдного характера; в нем отсутствует занимательный сюжет, появившийся в его окончательном варианте за счет введения двух фигур. Эта картина более лирическая по настроению, в ней много чувства. Красоту этюдов Л.Л. Каменева очень ценил К.А. Коровин, который в молодости был знаком с художником.

Святая Екатерина Александрийская
  Святая Екатерина Александрийская
  Ф. Курради
 
 
 
Портрет девочки с голубой лентой в волосах
  Портрет девочки с голубой лентой в волосах
  К.Е. Маковский. Копия (?)
 
 
 

На выставке представлены экспонаты, которые можно связать с известными живописцами прошлого. Они являются авторскими повторениями произведений, имевших большой успех у коллекционеров. Их атрибуции могут помогать как музейные каталоги, так и аукционные. Примером такой работы может служить установление авторства большой картины «Святая Екатерина Александрийская». Она была передана в музей под названием «Девушка в средневековом костюме» и приписывалась неизвестному итальянскому художнику XVII века. Совсем недавно на сайте MutualART была обнаружена информация о том, что подобная картина продавалась на одном из европейских аукционов в 2014 году под именем Франческо Курради (1570 – 1661). Этот факт говорит о популярности ее оригинала в прошлом. Только с работ, пользовавшихся спросом, сами художники или ученики под их же руководством в мастерской делали повторы. Таких примеров много в истории искусства.

Прекрасный «Портрет девочки с голубой лентой в волосах», оказалось, имеет отношение к творчеству К.Е. Маковского. Эта картина поступила в наш музей в 2006 году. Она была с небольшими утратами и очень грязная. Ее включили в музейные документы как исполненную неизвестным художником XIX века, возможно, русского происхождения. В ней, конечно, чувствовался шарм стиля французского салона. Но далее этих рассуждений дело не продвигалось. В 2020 году, во время работы над выставкой из фондов нашего музея под названием «Семья Маковских», открылись новые факты, связанные с этой картиной. При подготовке материала о Константине Егоровиче Маковском было выяснено, что наше произведение является повторением небольшого тондо из Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Картина из Костромы была написана не ранее 1897 года, когда она демонстрировалась на XXV выставке художников-передвижников.

Мадонна со святым Георгием. Между 1750 и 1753
  Мадонна со святым Георгием
Между 1750 и 1753
  Н.Д. де Бове
 
 
 

Много хлопот доставляют исследователям старые гравюры. Часто листы обрезаны так, что авторские подписи на них отсутствуют. Сходство начертания монограмм нередко становится причиной ошибочного определения авторства подписанных произведений однофамильцев или представителей одной семьи: в Западной Европе было много династий граверов, работавших на протяжении трех – четырех поколений. Разобраться с их наследием – до сих пор сложная задача. Пример такого рода атрибуции дает репродукционная гравюра «Мадонна со святым Георгием» с картины Корреджо. Она была принята в музей под именем Шарля де Бове (1730 – 1783), который принадлежал к известной художественной династии из Парижа. Ольга Алексеевна Черепенина, хранитель фонда старой графики, исследовав гравюру, установила, что она исполнена Николя Дофином де Бове (около 1687 – 1763), отцом этого художника. У него был и второй сын, ставший именитым скульптором.  

Как ни странно, путаница с авторством касается и произведений современных художников, в том числе работавших в Сибири в XX веке. Так случилось с гравюрой «Балда, черт и заяц» Эдуарда Семеновича Гороховского (1929 – 2004), жившего в Новосибирске в 1950 – 1970-е годы. При поступлении в музей она была записана как работа другого известного новосибирского гравера Н.И. Домашенко. Что стало причиной такой ошибки, мы теперь не узнаем. Поскольку гравюра имеет явный иллюстративный характер, хранитель современной графики Светлана Анатольевна Беляева решила уточнить, для какого издания она предназначалась. Выводы были более чем интересными. В Городском Центре истории новосибирской книги, уникальном хранилище изданий, выпускавшихся в нашем городе, оказался экземпляр «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина 1971 года. В выходных данных этой книги художником, оформившем ее, назван Э.С. Гороховский.

Похожий случай есть и в практике хранителя старой сибирской графики Светланы Павловны Голиковой. Он касается ряда эскизов театральных декораций, поступивших в музей в конце 1960-х годов. Благодаря сопоставлению многих фактов исследовательница пришла к выводу о том, что они исполнены для пьесы чешского драматурга Яна Дрды «Забытый черт», поставленной в театре «Красный факел» в 1961 году. Их сравнение с текстом пьесы и фотографиями сцен из спектакля, хранящимися в музее Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, подтвердило эту гипотезу. В репертуарных сборниках театра обнаружились сведения об авторе декораций этой постановки – известном сценографе Василии Юрьевиче Шапорине, главном художнике «Красного факела» в 1955 – 1966 годах.

Балда, черт и заяц. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. 1971
  Балда, черт и заяц. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1971
  Э.С. Гороховский
 
 
 

Основу экспозиции каждого художественного музея составляет живопись. Многие картины, представленные публике в нашем музее, атрибутированы, в том числе установлено их авторство. Мы теперь гордимся тем, что в новосибирской коллекции имеются произведения таких зарубежных художников как Ганс фон Аахен, Дирк Верхарт, Лукас ван Юден и Давид Тенирс Младший, Ян Мейтенс, Ян Янс ден Эйл, Алларт ван Эвердинген, Жак Стелла, Карел Шкрета, Жан-Батист Патер, Микеле Мариески, Иоганн Шеффер фон Леонхардсхоф, Якоб Йозеф Экхаут, Шарль Филожен Тсхаггени. Есть открытия и в области отечественного искусства: портрет императрицы Елизаветы Петровны сейчас приписан кисти Алексея Петровича Антропова, а портрет неизвестной дамы (возможно, из семьи Строгановых) является бесспорным шедевром Франкара, художника родом из Гамбурга, работавшего в Санкт-Петербурге до своей смерти в 1743 году.

Мы не можем повлиять на популярность произведения. Здесь слово за посетителем. Мы всего лишь заботимся об исторической справедливости, чтобы имена создателей не канули в вечность.