Небесная Заступница

29 сентября 2023
Т.Л. Толкачева

По церковному календарю на конец лета и осень приходится большое количество дней чествования икон Богоматери (Страстная – 13 (26) августа, Владимирская – 26 августа (8 сентября), Иверская – 13 (26) октября, Спорительница хлебов – 15 (28) октября, Казанская – 22 октября (4 ноября)) и праздников, связанных с Ее прославлением (Успение Богоматери – 15 (28) августа, Покров – 1 (14) октября). Эти календарные даты послужили основой для замысла выставки «Небесная Заступница», представленной посетителям Новосибирского государственного художественного музея осенью 2023 года. Ее экспозицию составили произведения иконописи ХVI – начала ХХ века и образцы медного литья XIХ – ХХ столетий, хранящиеся в фондах музея и демонстрирующие различные типы православной Богородичной иконографии.

Богоматерь Спорительница хлебов. Начало ХХ века
  Богоматерь Спорительница хлебов. Начало ХХ века
 
 
 
	Богоматерь Знамение. Конец XIX – начало ХХ века
  Богоматерь Знамение. Конец XIX – начало ХХ века
 
 
 

С принятием православия от Византии русский народ обрел и веру в Матерь Божию, Ее защиту и помощь. Церковь оказывает Богоматери чрезвычайное почтение, вознося Ее превыше всех святых и небесной иерархии. Различные типы изображения Богородицы дают возможность получить представление о Ней как о главной Заступнице и Надежде всего человечества.

Первые византийские образы Богоматери попадали на Русь в ХI – ХII веках. Их более поздние списки, повторения, выполняемые русскими мастерами, придавали иконам национальное своеобразие. Постепенно сложились основные типы изображения Богоматери: Молящаяся (Знамение), Путеводительница (Одигитрия), Умиление (Элеуса), Всемилостивая (Панахранта), Заступница (Агиосортисса); к ним примыкают иконы Богородичных праздников. Их иконография определялась канонами: особенностями композиции, сюжетом, характерными чертами образа, атрибутами. К одному типу может относиться несколько сотен образов-изводов.

Некоторые иконы получили свои названия по местам обретения образа, его особого почитания или совершения чудес. Так, наименование иконы «Богоматерь Иверская», принадлежащей к типу Одигитрия, связано с ее чудесным принесением в Иверский монастырь на Афоне. В IХ веке, в период иконоборчества, образ пострадал от копья врага, и с тех пор отличительной особенностью его извода стало изображение раны на правой щеке Богородицы. В 1648 году список иконы афонской Богоматери был послан царю Алексею Михайловичу по просьбе патриарха Никона. Икона являла многие чудеса исцеления и заступничества, впоследствии став духовным достоянием и защитницей царской семьи. Главное предназначение «Богоматери Иверской» сводится к помощи тем, кто раскаялся в содеянных грехах, она исцеляет от всех напастей и человеческих пороков.

«Богоматерь Казанская» – икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году, – считается покровительницей России, помогающей как в делах государственных, так и в людских бедах. 22 октября 1612 года ополчение Минина и Пожарского, благословленное на битву иконой «Богоматерь Казанская», выдворило поляков из Московского Кремля и за пределы страны.

Самая ранняя и одна из самых почитаемых икон – «Богоматерь Умиление» –появилась на Руси около 1130 года.  В городе Владимире, при князе Андрее Боголюбском в 1158 – 1160 годах она получила имя «Владимирская». Редкий в Византии иконографический тип Умиление, выражающий просветленное человеческое чувство, нашел на русской почве особое признание и любовь, став позднее главной святыней России.

Широкое распространение получали образы, нареченные эпитетами Богоматери из библейских текстов, песнопений, акафистов: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость». Название образа «Богоматерь Избавление от бед страждущих» отсылает нас к словам молебного канона Божьей Матери: «Богородица, Владычица, поспеши и от бед избавь» (Песнь 3). Достоверно не известно, когда был создан первообраз, но в русской традиции этот иконографический вариант сложился во второй половине ХVIII века, став как самостоятельным изводом Одигитрии, так и частью многосюжетных композиций. Образу поклоняются, прося о здравии, об исцелении душевных немощей, об освобождении от зависимостей.

Еще один извод Одигитрии – икона «Богоматерь Утоли болезни» – представляет собой зеркально отраженный вариант старинного образа «Богоматерь Утоли моя печали». Оба названия появились из текстов церковных песнопений. Особое почитание образа «Утоли моя печали» пришлось на время после эпидемии чумы 1771 года и чудес излечения. Это привело к появлению множества списков иконы, одним из которых стала «Богоматерь Утоли болезни».

Богоматерь Умягчение злых сердец. Середина XIX века
  Богоматерь Умягчение злых сердец
Середина XIX века
 
 
 
	Богоматерь Всех скорбящих Радость с грошиками. Конец XIX – начало ХХ века
  Богоматерь Всех скорбящих Радость с грошиками
Конец XIX – начало ХХ века
 
 
 

На музейной выставке представлены различные изводы икон, отражающих глубоко личные переживания и надежды верующих: «Богоматерь Нечаянная Радость», «Богоматерь Умягчение злых сердец», «Богоматерь Взыскание погибших». Это образы Заступницы на небесах, которая умоляет Господа пощадить грешников, наставляя людей на путь истинный, защищая от вражды, греховных помыслов и смуты.

 «Богоматерь Не рыдай Мене, Мати» как иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Матерью Сына, сложилась в ХIV веке в Балканских странах, а в России получила распространение с ХIV по ХVII век. Значение образа заключается в искупительной крестной жертве – наивысшем проявлении любви Божества к человеку. Перед образом молятся за детей, за страждущих близких, об их спасении.

Образ «Богоматерь Взыскание погибших» относится к типу «Умиление». В нем нет никаких признаков величия, только безмерная любовь и нежность. Богоматерь обнимает Сына обеими руками, будто хочет защитить Его от предстоящей тяжелой миссии. Образ «Взыскание погибших» – это надежда отцов и матерей, молящихся обо всех погибающих и заблудших, находящихся во власти греха. Перед иконой молятся о спасении во время бедствий, о победе над врагами, о защите в годину боевых действий.

Богоматерь Страстная. Начало ХХ века
  Богоматерь Страстная. Начало ХХ века
 
 
 

Разнообразие иконографических изводов в русской православной традиции отражает не только канонические правила, местные художественные особенности, но и происхождение чудес, исторические и бытовые обстоятельства обретения икон. Примечателен извод иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость» – образ «Богоматерь с грошиками», особо почитаемый в Северной столице. По преданию, список иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость» привезла из Москвы в Петербург, в новую царскую резиденцию, царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I. Святыню разместили на окраине города, в деревне Клочки, в часовне Тихвинской Божьей Матери. Летом 1888 года случился пожар, уничтоживший часовню, но икона уцелела среди пепелища и даже получила дивное обновление: сильно потемневший от времени лик Богоматери просветлел и обновился. Икона упала на рассыпавшиеся монеты из кружки пожертвований, и к лику намертво прилипли 11(12) медных монет-грошиков. Вскоре икона стала источником бесчисленных чудес исцеления.  С ХVIII века утвердился новый извод – «Богоматерь Всех скорбящих Радость с грошиками», на котором краской стали писать монеты. День почитания этой иконы приходится на 24 октября (6 ноября).

На выставке «Небесная Заступница» представлены и произведения медного литья, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ века и являющиеся множественными отливками-повторениями старообрядческой меднолитой пластики. На протяжении ХVIII и ХIХ столетий создание медных икон было прерогативой старообрядческих общин, их особо почитали и ценили как прошедших «огненное крещение». Поморское культовое литье стало основой для широкого развития меднолитейных старообрядческих мастерских по всей России. На рубеже ХIХ и ХХ веков выговские мастера выработали новые способы изготовления и декорирования изделий: «золочение огнем», обилие эмалей. Новые композиции и формы вдохновляли мастеров меднолитейных центров Москвы, Поволжья, Урала. В собрании Новосибирского государственного художественного музея имеется несколько произведений, вероятно, выполненных в мастерских Преображенской общины в Москве («Богоматерь Страстная», «Рождество Богородицы», «Богоматерь Владимирская»). Основная же масса экспонатов дает представление о традициях уральского медного литья, откуда на рынки Сибири шел большой поток медных икон, складней, крестов.