Действующие лица

29 сентября 2023
С.П. Голикова
Форматор (Автопортрет). 1980
  Форматор (Автопортрет). 1980
  Д.М. Меньшиков
 
 
 

В 2023 году Новосибирское региональное отделение Союза художников России отмечает 90-летие со времени своего основания. Юбилейной дате старейшего профессионального сообщества деятелей искусства Западной Сибири посвящена выставка «Художник. Модель. Мастерская», открывшаяся в сентябре в залах Новосибирского государственного художественного музея. Наряду с другими экспозициями она вошла в программу масштабного проекта, подготовленного к этому событию – Третьего регионального фестиваля изобразительных искусств «Культпросвет» и городского выставочного маршрута «Живописный актив Новосибирска».

Выставка представила ее посетителям обширную и многогранную коллекцию автопортретов и портретов новосибирских художников ХХ – начала XXI столетия, в течение долгого времени целенаправленно собирающуюся в музее. История творческого объединения мастеров изобразительного искусства нашего города отражается здесь в портретных образах его участников – действующих лиц насыщенной, многообразной местной художественной жизни почти вековой протяженности. Она раскрывается и в стилистической разнородности экспонирующихся произведений, которые принадлежат к различным периодам деятельности Союза. Материалы фондовых коллекций музея, относящиеся к теме выставки, впервые показаны на ней в столь значительном объеме и широких хронологических границах.

Автопортрет. 1958
  Автопортрет. 1958
  Н.Ф. Смолин
 
 
 

В экспозицию вошли живописные, графические, скульптурные, керамические произведения 1930 – 2010-х годов, исполненные в различных материалах и техниках. Всем этим работам присуща неповторимость индивидуального художественного высказывания. Они побуждают зрителя задуматься о постоянстве и новизне размышлений художника о себе и своем месте в мире, о богатстве и несхожести выразительных средств для их воплощения, которые выбирают авторы разных поколений.

Важной особенностью выставки может быть назван ее иконографический аспект: нередко произведения, подобные ее экспонатам, оказываются единственными источниками, сохранившими представление о внешнем облике мастеров давних лет. Уникальной исторической ценностью наделены показанные здесь рисунки Г.Г. Ликмана, Н.П. Хомкова, Н.А. Яновой-Надольской 1930 – 1950-х годов, изображающие М.А. Мочалова, В.В. Титкова, Л.Н. Огибенина, Н.Д. Фомичева, В.К. Евстигнеева, П.Г. Якубовского, В.Ф. Штейн, А.М. Овчинникова и других авторов, биографии которых связаны с началом становления Новосибирского отделения Союза художников. Большое место на выставке заняли автопортреты и портреты живописцев, графиков, скульпторов, чьим творчеством определяются дальнейшие этапы развития искусства Новосибирска: Н.Д. Грицюка,  Л.А. Серкова, И.В. Титкова,  И.П. Попова, П.Л. Поротникова, А.С. Тришина, Н.И. Домашенко, Г.А. Курочкиной-Домашенко, Я.Я. Яковлева, Н.А. Толпекиной,  В.В. Телишева, Е.Н. Телишевой, В.Е. Семеновой, Д.М. Меньшикова, А.И. Беляева, Е.А. Шадриной и многих других. В этом экспозиционном ряду выделяются и портреты известных новосибирских искусствоведов – членов Союза: П.Д. Муратова, В.О. Назанского, А.Д. Клушина, Р.И. Боровиковой.

В мастерской. 1982
  В мастерской. 1982
  Н.А. Толпекина
 
 
 

Экспонаты выставки демонстрируют широкий диапазон разновидностей избранного жанра: среди них зрители могут увидеть репрезентативные и камерные портреты, портреты-картины, этюды и наброски, графические и скульптурные шаржи. Стилистические трактовки портретных образов также несхожи между собою, варьируясь от реалистической до условно-декоративной манеры. Разнообразен и содержательный, эмоциональный строй этих произведений. Будничной непритязательностью и естественностью отличаются ранние карандашные и акварельные зарисовки Г.Г. Ликмана. Достоинство художника как труженика и творца утверждают автопортреты Н.Ф. Смолина, В.П. Хлынова, И.И. Тютикова, А.Л. Ганжинского, В.Д. Кречетова. Атрибуты профессии живописца, использованные в них, свидетельствуют о внимании авторов к сложившимся классическим образцам жанра. Одухотворенность, сокровенность сложного внутреннего мира творческой личности привлекают внимание в моделях О.Л. Гинзбург, Т.Г. Владовой, А.И. Беляева, А.Д. Шурица. Живая, теплая юмористическая интонация звучит в рисунках и малоформатных скульптурах В.Е. Семеновой, керамических портретах Е.Н. Телишевой.

Особую смысловую линию выставки составили работы жанрового, интерьерного, натюрмортного характера, авторы которых обращаются к теме художественной мастерской. В произведениях Л.Н. Огибенина, А.Н. Невзгодина, Е.И. Конькова, Т.Г. Владовой, Н.А. Толпекиной, М.Г. Казаковцева, В.П. Красильникова, В.С. Бухарова, А.Д. Шурица, В.И. Степаненко образы мастерских – документально достоверные и обобщенные – предстают как место повседневного профессионального труда, как среда дружеского общения, как сакральное пространство творчества.