Содружество школы и музея

10 июля 2011
Т.Н. Величко
Сирень и подрамник. 1953
  Сирень и подрамник. 1953
  П.П. Кончаловский
 
 
 

В свое время я прочитала слова учителя российской словесности XIX века В.П. Острогорского: «Воспитав в ребенке привычки к прекрасному, мы только и можем именно этим уберечь его от пошлости, ввести его в связь с обществом и миром, дать интерес и вкус к жизни и показать впереди высокую цель, которая будет всегда для него светочем на трудном жизненном пути».

Я учитель русского языка и литературы и с Новосибирским художественным музеем сотрудничаю более 25 лет. За эти годы убедилась, что работающие здесь искусствоведы-педагоги (Елена Геннадьевна Червова, Ольга Геннадьевна Куржукова и другие) – люди талантливые и неравнодушные. Сколько желания сделать мир живописи интересным, ярким, открытым для детей всех возрастов!

Воспитанники школы № 54 с удовольствием «работали» в экспозиции музея и побывали даже в его хранилище, слушали лекции, участвовали в конкурсах, читали стихи в музейных залах … На всю жизнь запомнили ученики бывшего 9 «В» класса «встречу» с самим Эрмитажем в стенах нашего музея. Удивительным было то, что эта экскурсия проводилась в сопровождении классической музыки (выступали учащиеся школы при Новосибирской консерватории). Впечатление потрясающее! Через несколько лет бывшие мои ученики, став студентами,позвонили и предложили встретиться, по традиции пойти куда-нибудь вместе. И я услышала от них предложение пойти в художественный музей!!! Это ли не оценка наших совместных усилий?

Часто на занятия в музей приходили и родители, старательно делая какие-то пометки в блокнотах, записных книжках.

Вот некоторые их отзывы:

«Музей – это здорово! Я – за музей!»
«Считаю, что моему сыну посещение художественного музея очень
полезно, и мне хотелось бы, чтобы занятия продолжились и в следующем году».

А что думают сами подростки?

«Занимательное это занятие – ходить в художественный музей! Узнаешь много нового и интересного. Учишься по-новому думать и говорить».

Максим Тропников

«Посещение музея расширяет кругозор, дарит эстетическое наслаждение. Лично мне эти занятия очень нужны».

Анна Исакова

Сегодня мы пытаемся с нашим постоянным куратором Е.Г. Червовой найти новые, нестандартные формы работы. Недавно был проведен необычный урок развития речи в 5 «А» классе: он состоялся прямо в зале музея. По программе М.Т. Баранова мы должны были по иллюстрации в учебнике русского языка описать картину П. Кончаловского «Сирень в корзине», но в нашем музее есть подлинный вариант этой работы художника - «Сирень и подрамник«. Необыкновенный урок! Сколько находок, открытий, радости! Вот отдельные строчки из сочинений пятиклассников:

На картине изображен свежесрезанный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжелые, душистые, от них идет ароматный запах. Мне кажется, что это лиловое море с белой пеной прибоя. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Я почувствовал, что художник очень любит родную природу и восхищается ее красотой.

Егор И

Букет сирени – вот что напоминает нам солнечную, свежую весну. Свежая, душистая, пушистая сирень растянулась на солнце во всем своем великолепии.

Никита Ольков

Этот букет удивительной красоты, им нельзя налюбоваться вдоволь. Тяжелые грозди смотрятся такими пышными и роскошными.

Ксюша Юматова

Каждая веточка имеет свою окраску: нежно-сиреневую, бело-розовую, лилово-синюю. Автор не пожадничал краски и нарисовал пышный букет, который напоминает облако. Хочется потрогать, но боишься испортить красоту.

Полина Коротких

По моему мнению, в букете нет главной веточки, потому что он весь контрастный. Очень красивые грозди сирени будто нахохлились, как воробьи. Веточки очень свежие, потому что стоят, подняв головки к солнцу.

София Беленькая

Мне кажется, что эту картину художник Петр Кончаловский не закончил. Букеты почему-то стоят внизу, но, несмотря на то, что их два, кажется, что это один большой букет, одно целое. Веточки так и тянутся друг к другу, протягивают ручки-веточки. Художник передал всю свою радость в этот солнечный день.

Даша Сергеева

Сотрудничество школы и музея пробуждает в детях способность наслаждаться изящным, развивает мышление, создает их собственное стремление к высокому.

Д.Б. Кабалевский был уверен: «Прекрасное пробуждает доброе…Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в той мере, в какой это доступно искусству…Нет таких предметов и нет учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство».