Смешинка в глаз попала

10 июля 2015
С.А. Беляева, С.П. Голикова, Е.В. Шептунова
Две нэпманши.1930
  Две нэпманши.1930
  А.Г. Заковряшин
 
 
 

Смешинка в глаз попала» - так была названа выставка, открывшаяся в Новосибирском государственном художественном музее 1 апреля, в День смеха. Ее разнообразные экспонаты, хранящиеся в фондах музея: рисунки и гравюры, скульптуры и фарфоровая пластика, керамические композиции и предметы художественного стекла – объединены общей темой улыбки, с которой авторы смотрят на мир. И эта улыбка во взгляде разных художников, работавших в 1920 – 2000-е годы в Новосибирске, Иркутске, Москве, Петербурге, столь же многолика, как и сами их произведения, собранные на выставке. 

Искусство графики благодаря своей условности, многообразию и гибкости выразительного языка более других видов изобразительного искусства соответствует стилистическим задачам шаржа. Произведения, представленные на выставке, демонстрируют многообразие художественных приемов и графических техник в творчестве мастеров разных поколений. Самые ранние экспонаты знакомят зрителей с наследием талантливых графиков, работавших в Новосибирске в 1920 – 1930-е годы, - А.Г. Заковряшина и А.Д. Силича. Для каждого из них этот период стал временем плодотворного профессионального развития в станковой и журнальной графике, в том числе – в области шаржа и карикатуры.

Острая наблюдательность, иронический дар А.Г. Заковряшина придают яркую характерность его разнообразным городским типажам: торговцам и ремесленникам, гротескным уличным персонажам. Особая выразительность присуща двум сериям произведений, запечатлевшим образы нэпманов. В ранних работах середины 1920-х годов («Нэпман с газетой», 1925; «Двое нэпманов», 1925) геометризация форм удачно подчеркивает особенности облика, пластики, поведения изображенных людей. Рисунки 1930-х годов, вызывающие в памяти сатирические циклы В.В. Лебедева («Две нэпманши», 1930; «Дама в манто»), полны живой меткости характеристик и непринужденной смелости исполнения. Произведения А.Г. Заковряшина, показанные на выставке, дают возможность увидеть в нем замечательного мастера, обладавшего оригинальным, постоянно развивающимся дарованием и воплотившего в своих работах узнаваемые черты эпохи.

Квартиры на Мостовой-44
  Квартиры на Мостовой-44
  А.Д. Силич
 
 
 

Творческие возможности Силича-карикатуриста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой-44», тема которого связана со старым районом Новосибирска, прилегающим к реке Каменке. В наименовании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, угадываются автопортретные черты.

Особую группу графических экспонатов выставки образуют бытовые сценки, в которых юмористическая трактовка сюжета диктует авторам выбор соответствующих художественных средств и приемов: элементов стилизации и гротеска.

Творческий стиль художника Ю.И. Третьякова, живущего в поселке Колывань Новосибирской области, своеобразен и неповторим. Работая над «деревенской» темой, автор сочетает узнаваемость деталей, реалистичность сюжетов с необычной интерпретацией, мягким юмором и жизнерадостным колоритом. Гуашь «Еще одно» (1998) выполнена с присущим художнику остроумием. Преувеличенная серьезность персонажей, не соответствующая повседневности происходящего, забавные образы и в то же время - красота живописного решения делают незамысловатую бытовую сценку интересной и запоминающейся.

Свой собственный мир, созданный на грани реальности и воображения, предстает в произведениях Г.Н. Манжаева - петербургского художника, родившегося в Купинском районе Новосибирской области. Его «сказки», как называет их сам автор, привлекают внимание нереальной трактовкой вполне реальных образов и событий. В «Соловьиной песне» (2003) разномасштабность изображений, необычность образов, созданных с иронической ноткой, должны, казалось бы, вступить в некое противоречие с мягкостью, «серьезностью» выбранной техники пастели. Но результатом этого странного симбиоза становится оригинальная и в то же время гармоничная композиция, в которой отражаются, прежде всего, черты сложной личности художника.

Деятельность известного сибирского графика А.М. Муравьева очень разнообразна: от экслибриса до кино и иллюстрации. Представленные на выставке работы открывают ту сторону дарования художника, где проявляется его чудесное чувство юмора - мягкое, доброе, несмотря на остроту характеристик. Три листа из серии «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади старого Иркутска» (1979) вводят зрителя в атмосферу безмятежного праздничного веселья. Забавные, выразительные персонажи, практически карикатурные, сложные по композиции сценки вызывают желание долго их рассматривать, пробуждают в зрителях чувство соприсутствия и радостного сопереживания.

Кукольный театр. Из серии «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади старого Иркутска». 1979
  Кукольный театр. Из серии «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади старого Иркутска». 1979
  А.М. Муравьев
 
 
 

Еще одна работа Муравьева «Модель, художник и искусствовед» (1972) отличается тонким юмором, умением по-своему раскрыть не новую тему, с легкой иронией и без ложной многозначительности поговорить о серьезном. Она естественно примыкает к другому заметному разделу выставки, который составляют портреты художников, искусствоведов и писателей, исполненные в манере дружеского шаржа. Шутливая непринужденность таких работ, исполненных разными авторами, передает живую обстановку творческого общения, в которой возникают подобные зарисовки и этюды.

Л.С. Новицкий - фронтовик, известный иркутский, а с 1962 года - читинский художник, живописец и график, успешно работавший в разных жанрах, в том числе - портретном. Литография ««Мы плакатисты». Дом творчества «Челюскинская»» (1972) – это необычный групповой портрет неординарных людей: художников-графиков, приехавших работать на творческую дачу. Произведение покоряет ощущением свободной, веселой, дружеской атмосферы, царящей в кругу связанных общими интересами людей, узнаваемостью портретных образов.

Продолжением этого листа воспринимается группа портретных набросков скульптора и керамиста В.Е. Семеновой, шестнадцать лет жизни которой связаны с Новосибирском. В ее рисунках, представленных на выставке, в полной мере проявился острый, заинтересованный взгляд мастера; здесь метко и талантливо переданы не только внешние особенности, но и черты характера изображенных. Часть этих рисунков представляет собой беглые, но выразительные портреты известных сибирских художников, сделанные их современницей: А.Н. Либерова, Г.Г. Ликмана, А.Г. Поздеева, И.В. Титкова, В.Г. Кирьянова, скульпторов Ю.П. Ишханова и Б.Н. Горового.

Мы плакатисты. Дом творчества «Челюскинская». 1972
  Мы плакатисты. Дом творчества «Челюскинская». 1972
  Л.С. Новицкий
 
 
 

Имя Г.Е. Новиковой стоит в ряду самых известных иркутских авторов. Художница оставила после себя несколько сотен картин, в основном, портреты и сибирские пейзажи. Известность мастера-портретиста пришла к ней еще в 1960-е годы. Новикова создала целую портретную галерею деятелей культуры Иркутска. Карандашный рисунок «Поёт А.И. Вычугжанин» (1984) запечатлел любимого учителя Галины Евгеньевны – художника А.И. Вычугжанина - и известного новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова. Двойной портрет привлекает свежестью и непосредственностью восприятия, задушевностью и теплотой. Эта работа ценна не только своими художественными достоинствами, но и как исторический документ, сохранивший образы двух выдающихся сибирских деятелей культуры.

Являясь преподавателем Иркутского художественного училища, Новикова воспитала целую плеяду молодых талантливых художников, среди которых был и Н.И. Домашенко, успешно работающий в области станковой графики, экслибриса, книжной иллюстрации. На протяжении десятилетия, в 1970 – 1980-е годы, творческая жизнь Домашенко была тесно связана с Новосибирском, потом он переехал в Петербург, где продолжает плодотворно трудиться. Художник часто обращается к технике сухой иглы, его штрих сочен и экспрессивен; нередко он сочетает эту печатную технику с доработкой акварелью, придающей изображению законченность и красочность. Лист «Яков Яковлевич Яковлев» ценен как портрет одного из наиболее интересных новосибирских графиков. Другая работа Домашенко, представленная на выставке, относится к раннему периоду его творчества. Очень быстрый, выразительный набросок тушью и пером «Галя» (1967) запечатлел жену автора - талантливую художницу Г.А. Курочкину-Домашенко.

Экспонаты выставки привлекают внимание к интересным творческим экспериментам художников, ведущим к подчеркнутой, заостренной выразительности их произведений.

В «Портрете Владимира Назанского» (2006 ?) своеобразное сочетание гуаши, графитного и цветных карандашей позволяет автору, И.В. Камянову, создать непривычный по трактовке, обобщенный, шаржированный и в то же время узнаваемый одухотворенный образ известного искусствоведа.

Портрет художника Вадима Воинова. 2001
  Портрет художника Вадима Воинова. 2001
  Портрет художника Вадима Воинова. 2001
 
 
 

Две работы В.С. Михайлова - «Автопортрет» (1998) и лист из серии «Улицы Санкт-Петербурга» (1995), тонкие, ироничные, зрелищные и экспрессивные, - выполнены в необычной технике рисунка гусиным пером чернилами и спиртом, сочетающего эмоциональные, «живые» линии и мягкие цветные заливки.

В «Портрете сценариста А. Анейчика» (1971), созданном А.С. Смирновым, лист бумаги перестает быть двухмерным, из него словно проступают объемы - благодаря игре света и тени причудливые плоскости формируют умное и насмешливое лицо.

В «Портрете художника Вадима Воинова» (2001), исполненном С.Ю. Цвиркуновой, выразительными художественными средствами выступают уже не традиционные графические линия, штрих, тон, с помощью которых автор на плоскости листа создает иллюзию реального лица, а продуманное сочетание упрощенных локальных пятен. Выбранная техника коллажа подчеркивает условность и лаконичность изобразительного языка. Но образ от этого не становится менее портретным, возможно, напротив - изображенный еще более узнаваем из-за отобранности самых характерных деталей его облика.

В скульптуре станковой, а особенно в монументальной, крайне редко встречаются карикатурные или шаржевые изображения. Казалось бы, яркими примерами могли послужить римские портреты с их излишней реалистичностью, с преувеличенной индивидуальностью образов. Но в них нет характерных для шаржа остроты и юмора. Малая же пластика, или скульптура малых форм, являющаяся одним из самых древних искусств и берущая свое начало в истоках цивилизации, может нести это нелегкое бремя видения человека и событий сквозь призму комического, насмешливого мира фантазии художника.

Юный электромонтер. Модель 1954
  Юный электромонтер. Модель 1954
  К.В. Попова
 
 
 

Этот вид искусства в карикатурном, а подчас и гротескном проявлении особенно ярко развивался в фарфоровой скульптуре. В истории русского фарфора мелкая скульптурная пластика, выполненная в манере шаржа, занимает особое место и отличается невероятным многообразием. Это были кружки в форме фигуры или головы турка (позднее изображались и русские мужики, и даже женщины), скульптурные сосуды, флаконы и пробки для бутылок в виде голов-шаржей, а еще - разнообразные чернильницы, масленки с изображением крестьян. И, конечно же, статуэтки и скульптурные группы, исполненные в различной карикатурной стилистике: от милой иронии до острой сатиры. В XIX веке многие частные фарфоровые заводы выпускали карикатурные фигуры, изображавшие известных деятелей отечественной культуры. Прославился созданием многообразных фарфоровых скульптур и знаменитый завод Гарднера в Вербилках (1766 – 1917), который наряду с традиционными статуэтками для украшения интерьера выпускал скульптурки, насмешливо представлявшие модников и модниц, очаровательных обнаженных красавиц, а также откровенно сатирическую жанровую скульптуру, исполненную в реалистической манере. В 1950 – 1960-е годы на этом же, теперь уже Государственном Дмитровском фарфоровом заводе, скульпторы и художники, по-своему следуя старым традициям, создавали скульптурные композиции и отдельные фигуры на разнообразные сюжеты, вкладывая в них особенное юмористическое настроение. Излюбленными темами были русские сказки, животные, дети.

Свежее звучание появилось в искусстве скульптуры малых форм в 1960 – 1970-е годы. Художники старались отойти от привычных канонов, свойственных малой пластике 1940 - 1950-х годов, создавая в металле, дереве и особенно в керамике произведения, претендующие не только на камерное звучание и украшение интерьера, но и выражающие взгляды, настроения, чувства современников. Но главной особенностью и ценностью произведений скульптуры малых форм этого времени является воплощенная в них способность художника, создающего простые предметы, абстрактные или декоративные композиции, портреты известных людей или обобщенных персонажей, увидеть и отобразить истории человеческих переживаний многогранности мира.

Особая привлекательность малой скульптуры и мелкой пластики состоит в неограниченном многообразии сюжетов, образов, форм. Скульптура может быть исполнена в различных стилях и практически во всех материалах: от металла и гипса до фаянса и стекла. Иногда скульптурная пластика тесно переплетается с декоративно-прикладным искусством и может, отчасти, нести утилитарную функцию. Некоторые произведения прикладного искусства могли бы называться декоративной скульптурной пластикой и претендовать на независимое место в пространстве интерьера.

Художники, создавая произведения скульптуры в малых формах, более свободны, раскрепощены в своей фантазии, они могут даже «похулиганить» и выполнить сатирическую композицию или на одном дыхании эскиза сделать шаржевый портрет своего знакомого либо случайного попутчика. Именно в малой пластике скульпторы способны раскрыть все грани своего таланта в умении по-особенному, с некой хитринкой, взглянуть на своих друзей, окружающий мир и на себя самого.

На выставке представлены произведения, которые не в полной мере отражают сатирическое направление в скульптуре малых форм, мелкой пластике и в декоративно-прикладном искусстве; не всегда можно наверняка назвать шаржем тот или иной скульптурный портрет. Но все они, без исключения, созданы мастерами с особым даром – талантом увидеть добрым насмешливым взглядом и, как бы играючи, запечатлеть какое-либо событие, облик современника или же дать волю фантазии и создать образ, навеянный веселыми историями и добрыми сказками.

Портрет. Из серии «Деревенские картинки». 1972
  Портрет. Из серии «Деревенские картинки». 1972
  И.М. Маршумова
 
 
 

Только одно произведение фарфоровой пластики экспонируется на выставке – это «Юный электромонтер», созданный скульптором Дмитровского фарфорового завода К.В. Поповой для массового производства. Автор с добрым юмором, который виден в простой, но выразительной пластике, показывает фигурку мальчика, с гордым видом шагающего выполнять «важную и ответственную работу». Необычайно привлекательны два произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в уникальной старинной технике выдувания из полого дрота, которую возродила И.М. Маршумова – один из ведущих мастеров художественного стекла в Тверской области. Произведения Ирины Маршумовой «Частушки» и «Портрет» кажутся волшебным образом наполненными легким смехом - и персонажи, мастерски исполненные в округлой пластике с изящно-задорной детализацией, удивительным образом «живут» в пространстве витрины. Эти условно-декоративные композиции, украшенные тонкой искрящейся росписью, как будто иллюстрируют потешные рассказы из жизни обитателей небольшого городка.

Тяжеловесным и грубым может показаться, на первый взгляд, декоративное блюдо «У самовара» петербургского художника Леона Нисенбаума, чей многогранный талант распространился на многие искусства: графику, керамику и, наконец, живопись, которой он и отдал предпочтение. Художник, обладая даром свободно и своевольно показать обычный сюжет, расставляя особенные акценты, которые отличают его непростую живописно-декоративную манеру исполнения, создал произведение, кажется, совершенно не относящееся к разряду сатирических или шаржевых, но привлекательное каким-то затаенным «смешком» и неожиданной манерой автора обобщать образы графически жестко и живописно ярко.

Нелли Климова
  Нелли Климова
  Т.М. Соколова
 
 
 

Идеальной шаржевой скульптурой малых форм представляется «Нелли Климова», исполненная Т.М. Соколовой – одной из самых талантливых и ярких представительниц московской скульптурной школы. Скульптор Соколова, начавшая принимать участие в многочисленных выставках с 1953 года, является автором большого количества пластических, декоративных композиций и скульптурных портретов выдающихся людей нашей страны, среди них – «Портрет Марины Цветаевой», «Портрет художника В.Е. Попкова», «Портрет реставратора Савелия Ямщикова». Татьяна Михайловна, создавая трогательную фигурку искусствоведа Климовой, не стремилась сделать ее вызывающе смешной, в гротесковой манере. С теплым юмором, несколькими пластическими и декоративными штрихами лепки и росписи, она сумела передать особенные черты и характер, скорее всего, хорошо знакомого и симпатичного ей человека.

Наиболее разнообразно представлены скульптурные и декоративные произведения новосибирских мастеров – Е.Н. Телишевой и В.Е. Семеновой (работала в Новосибирске до 1980 года). Их работы созданы в 1960 – 1980-е годы - период подъема и интенсивного развития художественной жизни в Новосибирске. Мелкая пластика в терракоте и шамоте дает представление не только о мастерском владении авторами материалом и об энергии дружеского юмора, которую они навсегда включили в свои шаржевые портреты –изображения художников, работавших с ними в одно время, - но и об исключительном отношении к личности каждого из художников. Это заметно по индивидуальному пластическому подходу при создании каждого портрета. Замечательно грубые, как бы рубленые формы использует Валерия Семенова при создании немного нескладного, но добрейшего «Васьки» - дружеского шаржа на художника-монументалиста В.Г. Кирьянова. Портрет же живописца В.В. Семенова, наоборот, очень резкий и заостренный по пластике, с декоративным обобщением и некой суровой язвительностью в образе. Саму же Валерию Елизаровну очень удачно показала Е.Н. Телишева в скульптуре «Лера»: здесь она сумела скупыми средствами и удачно расставленными акцентами, добавив насмешливой искренности, создать легко узнаваемый образ талантливого скульптора.

Портреты художников В.Г. Кирьянова (1971), В.В. Семенова, Б.Н. Горового
  Портреты художников В.Г. Кирьянова (1971), В.В. Семенова, Б.Н. Горового
  В.Е. Семенова
 
 
 

Блестящей и немного задиристой предстает молодая женщина в работе «В бане» Е.Н. Телишевой, для которой немного кукольная пластическая стилизация, характерная, кстати, для подобной мелкой фарфоровой пластики и XIX века, и первой половины ХХ столетия, являлась средством какой-то особенной «игры» при создании обнаженных женских фигурок.

Особое внимание привлекают три небольшие и разные по эмоциональному строю панно работы Телишевой. Самым ярким из них, пожалуй, является рельефный портрет известного новосибирского художника Н.Д. Грицюка, без которого невозможно представить историю развития художественной жизни города в ХХ веке. Елена Николаевна изобразила Николая Демьяновича радостно улыбающимся, усилила это декором - многоцветием растекающихся и перетекающих одна в другую глазурей, тем самым как бы напомнив о его ярких живописных и декоративных работах. Себя же скульптор, создавая к юбилейной дате панно «Автопортрет», напротив, изобразила в графически сдержанной манере, с нотой насмешливой печали и готовностью, пусть негромко, посмеяться над собой.

Умение художников создавать произведения, побуждающие зрителя улыбнуться, а возможно, и рассмеяться или посмотреть на себя и окружающих как бы со стороны, можно оценить как особый дар - способность малыми средствами выразить в полной мере широкий диапазон человеческих эмоций: от громкого и радостного смеха до насмешливой полуулыбки и грустной усмешки. Жизнь человека не может быть гармоничной без радостных переживаний, шуток и улыбок, без открытия в себе новых способностей. И возможно, что такую способность по-особенному видеть и воспринимать смешное и забавное вокруг и внутри себя человек обретает благодаря произведениям, созданным талантливыми мастерами.