Альбом М.П. Чебодаевой «Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова»

13 октября 2011
С.П. Голикова
Всадник в степи
  Всадник в степи
  В.И. Суриков
 
 
 

Чебодаева М.П. Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова. – СПб., 2011. – 84 с., ил. 

Новая работа М.П. Чебодаевой – петербургского искусствоведа, автора разнообразных публикаций об искусстве Хакасии – посвящена хакасской теме в творчестве В.И. Сурикова. Она интересна и ценна как всякая новая систематизация известного материала, новый, не предложенный ранее взгляд на него.

В альбоме-каталоге объединено около пятидесяти живописных этюдов, акварелей, рисунков и гравюр, связанных с поездками В.И. Сурикова в Хакасию. Среди них и самостоятельные произведения, и послужившие художнику для работы над картинами «Покорение Сибири Ермаком», «Княгиня Ольга встречает тело Игоря». Собранные вместе, эти портретные и пейзажные этюды, типажные зарисовки ясно воссоздают суриковский образ Хакасии, его представление о культуре исконных жителей этой земли. Такому впечатлению немало способствуют полиграфические достоинства издания, удачно передающего в иллюстрациях цельную, сдержанную и в то же время сложно нюансированную колористическую гамму сибирских работ Сурикова.

Размышляя о хакасских этюдах художника, М.П. Чебодаева подчеркивает то особенное отношение В.И. Сурикова к своим моделям, в котором любопытство исследователя, добросовестно отмечающего внешние этнические черты, оказывалось неотделимым от искреннего, теплого интереса человека, умеющего увидеть в другом личностные свойства и угадать за ними качества национального характера.

Научная новизна книги М.П. Чебодаевой состоит не только в помещении разрозненных хакасских этюдов художника в единый смысловой ряд, но и в создании особого исторического контекста для них. Этот контекст образуется подробными сведениями о курорте Шира, селах Аскиз и Таштык, где бывал Василий Иванович; публикацией архивных фотографий с видами поселка на озере Шира и резиденции П.И. Кузнецова в Узун-Чуле, где он гостил; многообразными этнографическими данными, которые нередко служат основанием для атрибуции работ.

К сожалению, вопросы атрибуции произведений, включенных в это издание, в значительной мере остаются за его пределами. К их обсуждению автор обращается лишь эпизодически, например, вслед за Т.М. Ломановой, определяя известный этюд из собрания ГРМ «Табун лошадей в Барабинской степи» как минусинский пейзаж. Между тем, в альбоме приводятся и другие работы, связь которых с хакасской темой ранее не обнаруживалась, а также – не датированные художником, но отнесенные М.П. Чебодаевой к тому или иному времени пребывания В.И. Сурикова в Сибири. Атрибуция таких произведений может стать предметом дискуссии и заслуживает особого внимания, важного для изучения творчества Сурикова, для научной каталогизации его наследия.

Так, автор предлагает новую атрибуцию работы, хранящейся в коллекции Новосибирского государственного художественного музея под названием «Всадник в степи» и приобретенной в 1968 году у Н.П. и М.П. Кончаловских как этюд для «Покорения Сибири Ермаком». Рассматривая ее детали – одежду и головной убор всадника, чепрак на лошади – М.П. Чебодаева уверенно интерпретирует этюд как изображение женщины и отождествляет его с «Татарской наездницей» 1909 года, известной по одному из выставочных каталогов начала ХХ века. Безусловно соглашаясь с этой интерпретацией и находя достаточно убедительным стилистическое сопоставление «Всадницы» с произведениями, исполненными в Спиринском улусе, мы все же полагаем, что сведения о принадлежности этого этюда к кругу «Ермака», идущие из семейного собрания, не могут быть окончательно отклонены и требуют дополнительного уточнения.

Можно надеяться, что проблемы атрибуции хакасских этюдов В.И. Сурикова станут темой последующих работ как М.П. Чебодаевой, так и других исследователей творчества художника.