Двойной портрет на фоне Левицкого

10 апреля 2013
Н.В. Дюндик
В залах НГХМ

В самом большом зале Новосибирского художественного музея наши посетители видят парадный портрет Екатерины II-Законодательницы кисти великого русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого. Несколько поколений музейщиков и зрителей каждый день приходят на встречу с этим портретом, каждый из них смотрит на него по-разному: кто-то изучает, кто-то восхищается мастерством художника, кого-то поражает весь зал музея, где собраны прекрасные портреты XVIII века. В зале поменялся интерьер, в обществе поменялись ценности. Кого же сейчас видит наша Екатерина, прославляя Разум, Просвещение, Образование и Мудрость древних?

Каков сегодня наш музей, и каков сегодня наш посетитель? Как мы воспринимаем друг друга и зачем встречаемся здесь, у этого прекрасного полотна? Каков наш собственный портрет? Ведь для многих наших современников картины превратились в «картинки», искусство - в «творчество», «креатив», а восприятие искусства – в «просмотр» и «посещение».

Все эти трансформации лишь подтверждают то, что как на макроуровне (в российском обществе), так и на уровне микросистем (институций, социальных систем и подсистем) происходят интенсивные и довольно сложные изменения, свидетельствующие о парадигмальном сдвиге в современной культурно-интеллектуальной сфере. Серьезной критике подверглись практически все области современной жизни – научная, политическая, культурная, мировоззренческая. В этих условиях многие социальные институты вынуждены искать для себя новые точки опоры, альтернативные пути развития, заново выстраивать свою внутреннюю иерархию и встраиваться во внешнюю среду. В сложившейся ситуации для нас как для культурной институции совершенно необходимо провести комплексный и системный анализ своей внутренней структуры, стратегий взаимодействия с нашими посетителями, партнерами, увидеть все существующие возможности музея и пути их реализации.

Для этого в музее в течение года было проведено несколько мероприятий. Во-первых, был осуществлен выборочный опрос посетителей лектория художественного музея, во-вторых - два социологических опроса посетителей с привлечением сторонних анкетеров. Первый был организован совместно с ИРСО НГПУ, второй проводился АНО ВПО Новый Сибирский Институт под руководством д.с.н., профессора Н.Д. Вавилиной.

Помимо этого был выполнен анализ косвенных источников, свидетельствующих о степени удовлетворенности посещением музея. Речь идет об интернет-мониторингах сайтов, форумов, о привлечении музейных книг отзывов с временных выставок и постоянной экспозиции.

Первый опрос проводился в залах постоянной экспозиции и своей целью ставил создание портрета современного посетителя Новосибирского художественного музея. В опросе приняло участие 49 человек. Он состоялся в течение ноября – декабря 2011 года. Ниже представлены некоторые выводы, которые были сделаны после его проведения.

Среди прочих, мы посчитали очень важным задать нашим посетителям следующий вопрос: «Как бы Вы определили миссию музея в наше время?»

Большая часть опрошенных отметили, что музей главной своей миссией должен видеть культурное обогащение человека. По мнению других, музей должен быть местом, где можно соприкоснуться с прекрасным. Некоторые посетители определи миссию музея как создание условий для встречи с интересными людьми или отдали предпочтение близким друг другу вариантам ответа: «место, где можно расслабиться и отдохнуть» и «место, где можно подумать».

Кто-то предлагал собственные варианты ответа. Для некоторых музей – это «остаток прошлого», «место сохранения истории и передачи памяти, выраженной в культурных художественных произведениях». А другие люди приходят в музей, чтобы «оценить искусство и мастерство художников, понять, совпадает ли видение мира автора картины с их собственным видением».

Среди тех экспозиций, которые были отнесены к предпочтительным, были названы иконопись, русское искусство XVIII - XIX веков и начала XX столетия, зарубежное искусство, а также временные выставки. Своеобразным лидером постоянной экспозиции можно назвать коллекцию работ Н.К. Рериха. Многие отмечали, что приходят в музей периодически ради просмотра именно этой экспозиции.

В залах НГХМ

Весьма актуален для нас был вопрос относительно способов осмотра музея, поскольку в последнее время все чаще ставится вопрос о целесообразности экскурсионного обслуживания (классических экскурсий) и переходе на современные технические и цифровые технологии.

Мнения посетителей разделились: большая их часть предпочла бы осмотреть экспозицию, прибегая к услугам экскурсовода, даже если бы пришлось оплатить эту услугу отдельно.

По своему собственному мнению, достаточно уверенно ориентируются в живописи около четверти опрошенных, которым достаточно брошюр и описаний, находящихся в зале. Велик процент тех, кто желал бы осмотреть выставку самостоятельно, без экскурсионного и технического сопровождения. Многие аргументировали свой ответ необходимостью познавать искусство в уединении, тишине. Другие опасались навязанного мнения со стороны, говоря о субъективности восприятия изобразительного искусства и отмечая тот факт, что субъективность присуща и музейным специалистам.

Среди реплик вышеуказанной группы стоит отметить, что иногда посетители хотели бы осмотреть экспозицию самостоятельно, но при необходимости иметь возможность получить маленькую экспресс-консультацию на месте, задать интересующий вопрос или остановиться и подробнее проанализировать наиболее заинтересовавшие их картины.

По ходу опроса посетителям предлагалось высказаться о том, какие мероприятия они хотели бы видеть в музее и в каких им интересно было бы поучаствовать. Данный вопрос предполагал ответ, не содержащий подсказок и дающий возможность респондентам выразить собственное мнение. По этой причине он вызвал наибольшее затруднение среди участников исследования. Некоторые говорили, что специально посетителей привлекать не стоит: «Музей – место не для всех, тем, кому необходимо, и так придут». Кроме того, были высказаны и следующие суждения:

«Хотелось бы видеть больше интересных, уникальных выставок из других городов»;
«Для удобства посетителей предлагать диктофоны с записями экскурсовода, как делают во многих музеях»;
«Бесплатные билеты всем группам населения»;
«Стоит организовать специальный клуб или круглый стол, где можно пообщаться»;
«Стоит организовать продвижение через Интернет»;
«Таблички с указателями и описаниями у входа в каждый зал»;
«Необходима раздача фирменных сувениров с изображением картин, логотипа музея»;
«Возможно, стоит сделать детский уголок, где родители могли бы оставлять детей во время просмотра выставки. Ребенок мог бы рисовать и узнавать полезную информацию в интересной и доступной форме»;
«Организовал бы расширенную программу продвижения: выпуск статей, телевидение, реклама»;
«Стоит сделать изучение в школах предметов эстетического цикла (изобразительного искусства, мировой художественной культуры) смежным с посещением художественного музея»;
«Возможно, стоит давать больше наружной рекламы по городу»;
«Музею не хватает уютного кафе для приятного общения. Залов много, очень трудно воспринять такой большой объем информации сразу. Поэтому необходимо место, где можно бы было отдохнуть, перекусить и привести мысли в порядок»;
«Необходимо изменить часы работы музея в будние дни, скажем до 20:00».

Стоит особо отметить, что многие посетители видят необходимость в увеличении объема рекламной информации. Многие участники опроса хотели бы видеть больше масштабных интересных выставок, приезжающих к нам из Санкт-Петербурга, Москвы, зарубежья. Большое количество респондентов отметили необходимость создания кафетерия.

В залах НГХМ

Нам показалось интересным узнать и то, насколько рефлексивны наши посетители относительно самих себя, и мы внесли в анкету следующий вопрос: «Как бы Вы себя охарактеризовали (К какому психическому типу Вы бы себя отнесли?)» Посетители музея в большинстве своем причислили себя к экстравертивному типу. Эти люди предпочитают активный отдых и любят пробовать что-нибудь новое. Они приходят в музей сознательно, так как считают самообразование неотъемлемой частью развития личности. Приблизительно половина респондентов чувствует постоянную потребность в общении с людьми, в то время как другая половина предпочитает находиться наедине с самими собой, считая себя консерваторами. Часть посетителей жаловалась на то, что на самообразование при современном ритме жизни просто не хватает времени.

Наиболее частыми посетителями музея по результатам исследования оказались люди в возрасте от 24 до 35 лет (29%). Респонденты в возрасте 45-65 лет составили 21% опрошенных (10 человек). 9 участников (18%) анкетирования – это люди в возрасте от 36 до 45 лет. Респонденты от 18 до 23 лет составили 14% опрошенных (7 человек). Людей пенсионного возраста насчиталось 12% (6 человек). Число респондентов младше 18 лет - 6%.

Портрет самого художественного музея мы можем нарисовать по итогам другого социологического исследования, которое проводилось по заказу министерства культуры Новосибирской области Новым Сибирским Институтом весной 2012 года.

Если оценивать статистические данные, приведенные в исследовании, то можно сделать вывод о том, что в Новосибирске степень удовлетворенности музейными услугами наиболее высокая (86% респондентов). Интересна и обратная статистика – не посещали музеи в 2011 году всего 4 % опрошенных.

Что касается непосредственно Новосибирского художественного музея, в целом, качество его услуг по отдельным показателям получило высокие оценки посетителей.

Для оптимального психологического комфорта посетители музея видят необходимость следующих изменений:

  открыть доступ к культурным ресурсам в Интернете;
  приглашать известных мастеров культуры;

Лично было бы интересным при посещении учреждений культуры (взяты только первые 5 позиций, получившие наибольшее одобрение у опрошенных):

«чтобы была возможность просто отдохнуть» (1 место);
«чтобы была возможность получить разнообразные услуги (почитать, пообщаться, выйти в Интернет, посмотреть выступление, заняться своим хобби и т.д.)» (2 место);
«чтобы была возможность пообщаться» (3 место);
«чтобы были созданы комфортные условия (парковки, кафе и т.д.)» (4 место);
«чтобы была возможность уединения» (5 место).

Очевидно, что в представлениях опрошенных учреждения культуры, в том числе музей – это место для личной самореализации и комфортного отдыха.

Если попытаться суммировать все вышеизложенное, то можно сказать, что музей в сознании современного человека фигурирует в нескольких главных ипостасях.

Первое: музей (в данном случае – художественный), для многих современных людей стал неким культурным архетипом, содержание которого не всегда для них важно. Музей – то место, где нормальный (в нашем сознании нередко синоним слову «культурный») человек должен периодически бывать. Это место отправления определенного поведенческого ритуала, который передан нашим современникам через стереотипы и стереофоны по традиции, и суть которого для многих носит совершенно неосознанный характер. Это один из пунктов социализации, способ соответствия определенным представлениям о культурной «норме» в общественном сознании.

Второе: однако, стоит отметить, что подобный сценарий все же имеет тенденцию к угасанию, поскольку в последнее время, как показывает наш опыт работы, среди посетителей музея начали появляться новые типы и подтипы. У этих категорий можно увидеть несколько иное, традиционно не присущее посетителю музеев поведение (их можно условно обозначить как «активно интересующийся», «активно сочувствующий», «активно включающийся», ключевым словом в данной характеристике, безусловно, служит наречие «активно»).

В залах НГХМ

Достаточно большая категория посетителей музея осознает его место в своем жизненном пространстве; посещение выставок и других мероприятий, которые проводит музей, для них не просто ритуал. Это, по большей части, люди с высоким уровнем образования, с активной жизненной позицией, адекватно оценивающие те возможности для саморазвития и самообразования, которые предоставляет современный крупный музей. Это люди экстравертивного типа, предпочитающие активный отдых, способные оценить новые тенденции и идеи, впечатлительные; одной из приоритетных ценностей для них является общение с людьми и активное включение в происходящие события и мероприятия. Среди них и активные пенсионеры, и студенты, и представители творческих профессий. Кроме того, все указанные черты проявляют и люди среднего возраста – от 30 до 45 лет, имеющие определенную интеллектуальную базу, устойчивый семейный, финансовый статус и стремление дать своим детям не только образование, но и импульс к форматированию мотивации к постоянному самообразованию. Такие посетители нередко заинтересованы и в посещении классических выставок, и тех, которые мы относим к так называемому, «современному», «актуальному» искусству. Для этой категории музей – место, где постоянно должны происходить различные события, место встречи с интересными людьми и с единомышленниками, где можно реализовать себя в различных социальных аспектах, и, что интересно, выставка или мероприятие может служить лишь поводом для этого.

Третье: нельзя не отметить, что и среди людей другого психотипа - интровертивного, также существует достаточное количество активно интересующихся, постоянных посетителей музея. Однако, эти люди предпочитают в музее «находиться наедине с самими собой», нередко считая себя консерваторами. Такие посетители не любят экстравагантных новшеств, своей внутренней миссией они видят сохранение определённых традиций, баланса и равновесия, а миссия музея в современном мире, по их мнению, – это сохранение наследия прошлого, коллективной памяти, предоставление людям возможности для уединения, размышления и рефлексии. Потому классическое искусство с его веками проверенными художественными формами и приемами, понятным для многих языком, им кажется предпочтительнее.

Как отмечают многие посетители, одной из главных проблем, которая существует в современном музее, в частности, в художественном – это недостаточное количество новых информационных технологий и интерактивных услуг: мастер-классов, студий, развлекательных мероприятий, возможностей для занятий различными хобби. Из-за их отсутствия музей кажется многим чрезвычайно консервативной, недоступной для большинства институцией, обращенной исключительно к интеллектуалам и совершенно не ориентированной на других посетителей.

Интересен тот факт, что многие пожелания наших посетителей (такие как интернет-рассылка, наличие специальных семейных программ, кафе, концертная деятельность, другие дополнительные услуги) на момент проведения опросов были уже реализованы или находились в стадии реализации, из чего был сделан вывод о малой информированности наших посетителей о тех возможностях, которые существуют в художественном музее.

Учитывая указанные проблемы, за последнее время мы внесли некоторые новые формы в нашу работу. В разы выросло количество посещений сайта музея, по отзывам, он стал для многих главным источником информации о музейных мероприятиях. Нами созданы странички во всех крупных социальных сетях, благодаря чему удалось повысить уровень информированности посетителей и установить с ними обратную связь. Многие с удовольствием пишут отзывы, сообщения с благодарностями, задают вопросы, дают советы. Учтены пожелания некоторых категорий посетителей, которые постоянно заняты на работе: мы продлили рабочий день в музее до 21.00 по четвергам. В количественном и качественном соотношении увеличен объем рекламы, подаваемой музеем для информирования посетителей. Идет разработка концепции образовательного центра при музее, где будет сделан акцент на деятельности различных студий, творческих мастерских. Все это, несомненно, будет способствовать популяризации нашей коллекции, увеличению и расширению нашей аудитории, привлечению все новых посетителей, их желанию и умению воспринимать искусство и, может быть, творить его самим.