Фронтовой альбом

09 июля 2010
А.Д. Клушин
Изюм. 1943
  Изюм. 1943
  В.Н. Гаврилов
 
 
 

Выставка «Фронтовой альбом», открывшаяся в канун 65-летия Победы, предлагала посетителям Новосибирского художественного музея познакомиться с работами художников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Новосибирский музей является счастливым обладателем небольшой коллекции картин и рисунков, непосредственно созданных художниками в условиях войны. Поступили они в музей разными путями – и от самих авторов, и через централизованное распределение художественных ценностей в советское время.

На выставке экспонировалось совсем немного живописных работ. Их исполнение требовало больше усилий и технического оснащения (холст, краски, кисти, подрамник, мольберт), что не всегда было возможно в военных условиях. Каждая из этих работ сейчас на вес золота. Среди них обращают на себя внимание пейзажи, сделанные московскими живописцами Леонидом Сергеевичем Герасимовым и Владимиром Николаевичем Гавриловым. Первый из них, сын знаменитого Сергея Герасимова, создал запоминающиеся и правдивые картины освобождённых русских городов – Новороссийска, Керчи и Севастополя. Владимир Николаевич Гаврилов, впоследствии один из ведущих художников 1960-х годов, оставил нам в наследство несколько этюдов города Изюма, подвергавшегося бомбардировке в 1943 году при наступлении советских войск на харьковском направлении. В это время молодой художник был прикреплён к Студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова.

Новосибирские художники Николай Петрович Хомков, братья Иван Васильевич и Василий Васильевич Титковы, Серафим Иванович Кобелев, Николай Васильевич Шагаев оставили нам целый ряд рисунков и живописных произведений, созданных по следам военных действий. Это зарисовки прифронтовых городов и селений, сцены, пронизанные болью и ненавистью к врагу (рисунок «Отступление немцев под Волоколамском в декабре 1941 года. Уводят жителей как рабов» И. В. Титкова, исполненный по впечатлениям от событий на самом горячем участке фронта под Москвой). В это же время ими создано много портретов однополчан, тех многочисленных «рядовых» войны, которые ковали Победу над врагом. Особенно привлекательны работы С. И. Кобелева, который создал уникальные и убедительные картины побеждённой немецкой столицы. В них есть не только документальная точность, но и настоящие художественные решения. Чего стоит, например, передача им в картине лёгкого тумана от весеннего воздуха, в котором стоит ещё пыль отгремевшей битвы.

Отступление немцев из Волоколамска в декабре 1941 года. Уводят жителей как рабов. 1942
  Отступление немцев из Волоколамска в декабре 1941 года.
Уводят жителей как рабов. 1942
  И.В. Титков
 
 
 

Название выставке дали рисунки Владимира Ивановича Копаева, одного из старейших новосибирских художников. Его рисунки (47 листов), бережно хранившиеся художником и лишь однажды, давно, когда он работал в школе, показанные своим коллегам-учителям, являются неоценимыми свидетельствами жизни того героического времени в его бытовом течении. В 1942 году, в 17 лет, молодой художник был призван в армию. Имея призвание и небольшой опыт обучения у Веры Фёдоровны Штейн, он не оставлял свои художественные занятия. Когда ему удавалось, рисовал будни своей службы, одним словом, всё, что видел. В его рисунках запечатлены картины солдатской жизни, тот путь, который он прошёл от Сибири до границ Западного фронта. Здесь представлены и портреты, и бытовые сценки, пронизанные юмором, и пейзажи молдавских городков и сёл, где он встретил конец войны. Сначала он рисовал украдкой, в конце дня, примостившись где-нибудь в уголке. Затем, будучи ответственным за выпуск боевых листков и имея небольшой запас акварели, деликатно раскрашивал свои наброски. Эта преданность искусству с юных лет вела его по жизни и сделала тем замечательным мастером лирического пейзажа, каким мы знаем его теперь.

Берлин. Канал Шпрее. 1945
  Берлин. Канал Шпрее. 1945
  С.И. Кобелев
 
 
 

К этим же работам примыкают и фронтовые зарисовки в будущем известного новосибирского архитектора Василия Александровича Касаткина, предоставленные на выставку его дочерью Натальей Васильевной. Особо ценными являются его письма с фронта с рисунками.

На данной выставке мы постарались расширить границы коллекции работ военного времени из нашего музея за счёт привлечения материала из личных архивов В. И. Копаева и Н. В. Касаткиной. И очень приятно отметить, что все работы В. И. Копаева впоследствии поступили в наш музей благодаря его щедрому дару.

Когда стреляют пушки, музы молчат. Это старое выражение было неприменимо к нашим деятелям искусства во время войны. Они снимали кинофильмы, создавали музыкальные произведения, писали стихи, очерки и прозу, работали в театрах, ездили с агитбригадами на фронт к бойцам. Среди них достойное место занимали мастера изобразительного искусства. И эта небольшая выставка – всего лишь скромная дань уважения и памяти художникам-фронтовикам.