История музея

Новосибирский государственный художественный музей (до 2004 года – картинная галерея) был основан 7 января 1957 года распоряжением Совета министров СССР, постановившим сформировать художественную коллекцию для Новосибирска и выделить необходимое помещение для нее.

Галерея создавалась в городе, не имевшем устойчивых традиций музейного и личного коллекционирования. Инициаторами организации музея и первыми ревностными собирателями его фондов стали новосибирские художники.

«Все вопросы организации галереи решало правление Союза художников. Председатель правления М.А. Мочалов принял пост директора галереи; А.А. Бертик, поскольку он имел образование и опыт монументалиста, занялся проектом отделки интерьеров выделенного под галерею помещения на первом этаже жилого дома по адресу Свердлова, 37; Х.А. Аврутису поручено было съездить в Свердловск и Пермь, выпросить там каких-либо картин («Плохих не брать!») для Новосибирска. Подобная задача дана была и Н.Д. Грицюку. Выполнять ее следовало в Москве и Ленинграде. Н.Н. Мотовилова послали в Омск, П.Д. Муратова в Горький и в Саратов».

П.Д. Муратов «Из истории Новосибирского художественного музея»
Афиша Новосибирской картинной галереи. 1959
Афиша Новосибирской картинной галереи. 1959
Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи П.Д. Муратов. Первые картины.  1958
Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи П.Д. Муратов. Первые картины. 1958

Они осуществили мечту своих старших коллег, членов общества «Новая Сибирь», которые еще в 1920-е годы стремились основать городскую картинную галерею. Содержание собирательской работы галереи в первые годы ее существования во многом определялось личностью ее директора –живописца Леонида Николаевича Огибенина.

Леонид Николаевич Огибенин (1908–1989) получил образование в Омском художественно-промышленном техникуме (1925–1928), в Ленинградском художественном техникуме (1929–1932) и в группе К.С. Малевича (1929). С 1932 года работал в Новосибирске. В 1958–1959 годах исполнял обязанности директора картинной галереи, внеся важный вклад в первоначальное формирование ее коллекции.

«Л.Н. Огибенин знавал К.С. Малевича, П.Н. Филонова. Его личная библиотека с книгами по искусству по тем временам была, безусловно, лучшей в городе. Он почитал импрессионистов и постимпрессионистов, Сезанн и сезаннисты были близки ему, что и отразилось на характере первой экспозиции в галерее».

Из воспоминаний П.Д. Муратова, научного сотрудника Новосибирской картинной галереи
фотография Л.Н. Огибенина
Фотография Л.Н. Огибенина
Экскурсия в картинной галерее. 1960
Экскурсия в картинной галерее. 1960

27 декабря 1958 года залы галереи впервые открылись для посетителей. Эту дату принято считать временем создания художественного музея в Новосибирске.

Первыми экспонатами Новосибирской картинной галереи стали произведения, переданные ей из фондов министерств культуры РСФСР и СССР, из запасников Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Павловского дворца-музея и других российских коллекций. В 1960 году были получены на постоянное хранение шестьдесят картин и этюдов из наследия Н.К. Рериха, привезенного на родину из Индии его сыном Ю.Н. Рерихом. Новосибирская экспозиция произведений этого художника позволяет познакомиться со зрелым периодом в его творчестве и получить представление об его мировоззрении.

В 1965 году был издан первый каталог собрания галереи, составленный ее научным сотрудником Ириной Григорьевной Малашиной.  В него вошли произведения иконописи, русской живописи, графики и скульптуры XVI–XX веков, которые и поныне служат основой музейной коллекции классического отечественного искусства.

В 1976, 1979 и 1984 годах в Новосибирской картинной галерее состоялись всесоюзные научные «Рериховские чтения». В них участвовали искусствоведы, историки, философы, всесторонне изучающие творческое наследие семьи Рерихов.

В дальнейшем фонды музея постоянно пополнялись работами, происходящими из крупнейших частных собраний страны, приобретенными на различных выставках и полученными в дар от художников и их наследников. Сейчас в музейном собрании хранится более 12 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Значительный вклад в развитие собирательской и научной деятельности музея внесла Мария Ивановна Качальская (1919 – 1994) – директор картинной галереи в 1962–1982 годах. Она способствовала приобретению в музейную коллекцию произведений В.И. Сурикова, З.Е. Серебряковой, К.С. Петрова-Водкина, Р.Р. Фалька и других выдающихся художников.

В 2004 году Новосибирская картинная галерея была переименована в Новосибирский государственный художественный музей. В новом названии воплотился итог многолетнего развития собирательской, научно-исследовательской, просветительской деятельности галереи.

Результаты исследовательского труда научного коллектива музея находят отражение в его изданиях: каталогах отдельных разделов музейного собрания, путеводителях, буклетах.

Главный хранитель Новосибирской картинной галереи Р.П. Коняшева и научный сотрудник И.Г. Малашина. 1959
Главный хранитель Новосибирской картинной галереи Р.П. Коняшева и научный сотрудник
И.Г. Малашина. 1959
Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи Н.Г. Велижанина. Первые Рериховские чтения. 1976
Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи Н.Г. Велижанина.
Первые Рериховские чтения. 1976
Занятие в зале Воспоминание об античности
Занятие в зале на тему «Воспоминание об античности»

С 2008 года организуются периодические научно-практические конференции «Современный музей в культурном пространстве Сибири». В их работе принимают участие научные сотрудники музеев Новосибирска, Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Тюмени, Санкт-Петербурга, ученые сибирских университетов и научно-исследовательских институтов. Сборники материалов этих чтений публикуют итоги изучения и реставрации музейных коллекций, новый опыт выставочной и просветительской деятельности. Статьи их авторов посвящены биографиям малоизвестных сибирских художников начала ХХ века и творчеству современных мастеров, исследованиям в области археологии и архитектуры, общим культурологическим проблемам.

В декабре 1982 года в большом зале картинной галереи была прочитана первая лекция из цикла «Музеи мира». Сегодня музейный лекторий предлагает посетителям разнообразные программы, посвященные творчеству выдающихся художников и архитектурным достопримечательностям разных стран.

В просветительской работе художественного музея, которая ведется с первых дней его существования, важное место принадлежит музейно-педагогическим программам. В увлекательной и доступной форме они рассказывают детям об истории музея и его коллекции, учат смотреть и понимать произведения искусства. Особые тематические циклы экскурсий, лекций и интерактивных занятий разработаны в помощь учителям изобразительного искусства и литературы, истории и географии. Большой популярностью пользуются семейные абонементы выходного дня.

Ежемесячные абонементные занятия предполагают совместную познавательную и творческую деятельность детей и взрослых. Организуя такие встречи, сотрудники музея стремятся сделать его залы гостеприимной и комфортной средой для людей разных поколений, местом, предназначенным для проведения семейного досуга. Знакомясь с различными видами изобразительного искусства и постигая секреты художественного ремесла, пробуя приготовить краску, загрунтовать холст или подержать в руках штихель, участники музейных занятий получают ценный опыт общения и сотворчества.

С 2017 года действует абонемент «Большой музей для маленьких», адресованный малышам четырех-пяти лет и их родителям. Игровые занятия в экспозиции и творческие мастер-классы, построенные с учетом возрастных особенностей детей, дарят всем участникам этих встреч яркие эмоциональные впечатления, делают посещение музея радостным и запоминающимся.

С 1988 года в музее существует художественная студия «Зазеркалье», в которой занимаются дети в возрасте от четырех до пятнадцати лет. За прошедшее тридцатилетие ее воспитанниками успели побывать почти пять тысяч ребят, а горожане увидели более трехсот выставок их работ. Ученики «Зазеркалья» не раз становились лауреатами различных творческих конкурсов. Многолетняя деятельность студии отмечена золотым знаком «Достояние Сибири».

С 1982 года художественный музей располагается в здании, построенном в 1926 году по проекту выдающегося сибирского зодчего А.Д. Крячкова для Сибирского революционного комитета. Его выразительный силуэт, гармоничные пропорции и своеобразие стилистики делают Сибревком неотъемлемой и значимой частью архитектурного образа Новосибирска. Здание охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения.

Мастер-класс Рисуем, как первобытные люди
Мастер-класс «Рисуем, как первобытные люди»
На занятии абонемента Большой музей для маленьких. Мастер-класс Снежная открытка
На занятии абонемента Большой музей для маленьких. Мастер-класс «Снежная открытка»
Здание Сибревкома. 1920-е
Здание Сибревкома. 1920-е
С.Р. Надольский. Рабочий и крестьянин. Левая часть скульптурной группы
С.Р. Надольский
Рабочий и крестьянин. Левая часть скульптурной группы
С.Р. Надольский Рабочий и крестьянин. Правая часть скульптурной группы
С.Р. Надольский
Рабочий и крестьянин. Правая часть скульптурной группы

В облике здания Сибревкома, в его интерьерах есть немало особенных черт, выделяющих его среди других городских строений. Они рассказывают сегодняшним музейным посетителям о высокой профессиональной культуре его создателя, о классических архитектурных традициях и об идеалах 1920-х годов, воплотившихся в нем.

На втором этаже посетителей музея встречает просторное помещение, спроектированное как зал заседаний. Парные пилястры на его стенах декорированы орнаментом в форме листьев аканта. Такой орнаментальный мотив часто использовался в классической дворцовой архитектуре. Украшением зала служит большая круглая люстра, фонарь которой набран из пластин молочного стекла. Декор зала создает ощущение парадности и величия. Он прекрасно сосуществует с полотнами мастеров русской живописи XVIII–XIX столетий, экспонирующимися здесь.

Свое нынешнее название «Екатерининский зал», давно ставшее привычным для посетителей музея, он получил благодаря центральному экспонату – «Портрету Екатерины II – Законодательницы в храме богини Правосудия» кисти Д.Г. Левицкого. В Екатерининском зале традиционно устраиваются приемы музейных делегаций, встречи художественной интеллигенции города и камерные музыкальные вечера.

На главном фасаде здания установлена скульптурная композиция, изображающая рабочего и крестьянина с атрибутами их труда. Ее автор – выдающийся сибирский скульптор Степан Романович Надольский, в 1920-е годы выполнявший заказы на монументально-декоративное оформление общественных зданий Новосибирска.

Широкие перила парадной лестницы музея украшены овальными медальонами с изображением серпа и молота. Тот же декор использован в наружной ограде здания.

Постепенно осваивая обширные помещения здания Сибревкома, музей обрел уникальную возможность показывать посетителям более 15 процентов своих экспонатов, а кроме того – ежегодно устраивать до 70 выставок классического и современного искусства.

В 1961 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предоставил Новосибирской картинной галерее выставку русской гравюры XVIII – начала ХХ века. Она положила начало серии выставок из ведущих российских и зарубежных художественных коллекций, организация которых стала одним из самых важных направлений работы музея во все последующие годы.

В 1980–1990-е годы здесь экспонировались выставки классического русского и зарубежного искусства из фондов Третьяковской галереи и Русского музея, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, музеев-усадеб Останкино, Кусково и других знаменитых отечественных собраний.

В 1986 году была показана выставка «Шедевры пяти веков», представившая коллекцию Арманда Хаммера (США). Посетители музея увидели на ней картины выдающихся мастеров зарубежного искусства: Ж.-Б. Шардена и К. Коро, К. Моне и Э. Дега, П. Сезанна и П. Гогена. Особое место в экспозиции принадлежало полотну Рембрандта «Юнона».

В 2003 и 2004 годах в рамках проекта «Эрмитаж в Сибири» музей принял две выставки живописи и декоративно-прикладного искусства из знаменитого петербургского собрания: «Искусство портрета» и «Античное наследие в искусстве Западной Европы».

В 2000-2010-е годы организуется долголетний выставочный проект «Музеи России – Новосибирску», предполагающий постоянное знакомство новосибирских зрителей с наиболее значительными музейными коллекциями страны. В его программе состоялись выставки из фондов Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственного музея искусства народов Востока, Государственного центрального музея современной истории России (Москва), Российского этнографического музея, Центрального военно-морского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Свои коллекции в Новосибирске не раз показывали художественные музеи Ярославля, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска.

В 2018 году состоялась выставка «Третьяковская галерея в Новосибирске. Живопись и скульптура XVIII – первой половины ХХ века». Она представила новосибирцам произведения самых известных мастеров отечественного искусства, в числе которых – Д.Г. Левицкий, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.И. Суриков, И.Е. Репин, К.А. Коровин, З.Е. Серебрякова. Особый раздел выставки составили обширные архивные материалы, посвященные истории пребывания коллекций Третьяковской галереи в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны.

В 1964 году в Новосибирской картинной галерее экспонировалась Первая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». С тех пор залы музея не раз становились местом проведения масштабных выставок современного сибирского искусства. Такие выставки служат важным источником формирования регионального раздела музейной коллекции. Современному искусству Сибири посвящены большие периодические выставки «АРТ-Новосибирск» и «Красный проспект». Они устраиваются по инициативе постоянного партнера музея – Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Живописи и скульптуре Сибири ХХ – начала XXI века отведена треть постоянной экспозиции Новосибирского государственного художественного музея. Столь значительный ретроспективный показ этой части отечественного искусства осуществлен здесь впервые в практике сибирских музейных экспозиций.

С 1999 года осуществляется один из самых ярких и масштабных творческих проектов Новосибирского государственного художественного музея – Международная триеннале современной графики (до 2012 года – биеннале). Экспозиции триеннале раскрывают перед посетителями новейшие поиски в графическом искусстве всего мира. В разные годы здесь были показаны работы ведущих художников многих регионов России и стран ближнего зарубежья. Участниками триеннале становились известные графики Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Финляндии, Италии, Венгрии, Польши, Израиля, Кореи, Китая, Японии, Австралии, Тасмании, государств Северной и Южной Америки. Уникальная географическая широта проекта и многообразие представленных произведений определяют достойное место новосибирской триеннале в ряду самых значительных международных форумов современного искусства.

На выставке Третьяковская галерея в Новосибирске. Куратор - научный сотрудник ГТГ Надежда Александровна Мусянкова. 2018
На выставке Третьяковская галерея в Новосибирске. Куратор – научный сотрудник ГТГ Надежда Александровна Мусянкова. 2018
Экскурсия в зале искусства Сибири 1900 - 1920-х годов в Новосибирском государственном художественном музее
Экскурсия в зале искусства Сибири 1900-1920-х годов в Новосибирском государственном художественном музее
В день открытия Десятой региональной художественной выставки Сибирь. 2008
В день открытия «Десятой региональной художественной выставки Сибирь». 2008