Сибирь и Венецианская биеннале

В.О. Назанский

  • 30 июня 2019
  • 35
  • Вторая международная триеннале современной графики в Новосибирске. 2018. Афиши проектов
      Вторая международная триеннале современной графики в Новосибирске. 2018. Афиши проектов

    Двадцать лет назад, в сентябре 1999 года, в Новосибирске открылась Первая международная биеннале графики.  Притягательность Венецианской биеннале была необыкновенной; в самом этом слове, казалось, было нечто магическое, завораживающее, приближающее нас к большой международной художественной жизни. Жанр биеннале представлялся генератором развития современного искусства, способом подключения к современному художественному процессу. Графика была выбрана как самый малобюджетный формат, альтернативы которому в те последефолтовские времена не было, нет и сейчас.

    Уже в первой Новосибирской биеннале участвовали художники из 23 стран мира и многих городов России, от Москвы до Владивостока. Тогда это был прорыв из круга региональных художественных впечатлений. В дальнейшем масштаб и качество биеннале росли. В Новосибирск приезжали со своими проектами графики из США, Канады, Австралии, Аргентины, Германии, Италии, Франции, Финляндии, Южной Кореи, Японии и других стран. Новосибирская биеннале успешно развивалась и расширялась, пока не вышла за пределы своих организационных возможностей, пока не взяла тайм-аут и не переформатировалась в триеннале.  Пафоса стало немного меньше, но достигнутый уровень сохраняется, что и подтвердила Триеннале 2018 года. Она была масштабной, разнообразной, профессиональной. Но все же жаль именно биеннальский, более харизматичный формат.

    Проект «Павильон Сибири на Венецианской биеннале»
      Проект «Павильон Сибири на Венецианской биеннале». 2019

    Ностальгия по магии биеннале, восходящая к Венецианской биеннале, сохраняется в сибирской художественной среде.  Новосибирская Арт-группа BERTOLLO 12 апреля 2019 года, еще до начала работы 58-й Венецианской биеннале, открыла в мастерских на Советской иронически-ностальгический проект – «Павильон Сибири на Венецианской биеннале» - и стала показывать один за другим мини-выставки сибирских художников (Сергей Гребенников, Андрей Курченко, Константин Скотников, Александр Габов, Елена Бертолло, Олеся Роскос, Евгений Заремба, Тамара Грицюк, Олег Семенов, Александр Суриков, Владимир Опара и др.) [1]. В этом, по выражению Елены Бертолло, «гомеопатическом павильоне», сделанном из обувной коробки, до 11 мая было представлено более 30 проектов. Ирония и пафос, и определенная горечь «Сибирского павильона» связаны с рефлексией по поводу жизни в Сибири, в глубине континента, вдали от морей и мировых центров культуры. Наиболее характерен в этом отношении проект Тамары Грицюк «Потерпевшая сторона». Потерпевшая сторона в данном контексте - не юридический, а скорее экзистенциальный термин. «Наша «сибирская сторона» в каком-то смысле тоже «потерпевшая» — от сурового климата, удаленности, заброшенности», — говорит Грицюк. Саша Зайцева в своем материале на сайте Тайга.инфо написала: ««Павильон Сибири» парадоксален и неоднозначен, он подлинный и фэйковый одновременно, сложный и простой, интимный и публичный, ироничный и очень серьезный» [2]. Инициатива новосибирских художников не прошла незамеченной, нашла информационный отклик, стала событием сибирской художественной жизни.

    1.    Т. Грицюк. Потерпевшая сторона
      Потерпевшая сторона. Фрагмент. 2019
      Т. Грицюк

    Быть может, когда-нибудь в Венеции в реальном времени и реальном пространстве будет представлен «Сибирский павильон». Дистанция между Сибирью и Венецией не столь уж непреодолима. И уже были случаи, когда сибирские художники становились участниками Венецианской биеннале. Первыми на пике своей популярности прорвались в Венецию «Синие носы». Еще в 1999 году четверо новосибирских художников: Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин, Константин Скотников и фотограф Евгений Иванов сняли в бомбоубежище серию видеоскетчей («11 перформансов в бункере»), надев на носы синие пластиковые пробки от бутылок. Последующие годы стали временем стремительного взлета «Синих носов» и уточнения их состава. Работая в жанре «шабаш-карнавал», они стали, по определению Андрея Ерофеева, «самым ярким явлением на горизонте российского искусства рубежа XX - XXI веков» [3]. В 2003 году они показывают проект Absolute Generation в Палаццо Зенобио в рамках 50-й Венецианской биеннале. В 2005 году «Синие носы» участвуют уже в основном проекте 51-й Венецианской биеннале, а также проводят акцию «Салют» на церемонии открытия Российского павильона.

    В 2013 году на 55-й Венецианской биеннале в экспозиции основного проекта «Энциклопедический дворец» в Арсенале был представлен фотограф из Новокузнецка Николай Бахарев. Куратор основного проекта Массимилиано Джони отобрал для него работы 155 авторов из 37 стран, и одним из трех приглашенных россиян стал Н. Бахарев.

    Снова сибиряки появились на Венецианской биеннале в 2017 году в параллельной программе в Палаццо Соранцо Ван Аксель в составе проекта Пушкинского музея «Человек как птица. Образы путешествий». Среди них - уроженка Кемерово Татьяна Ахмедгалиева, ныне живущая в Петербурге, с видеоинсталляцией «Корабль-призрак» и известный новосибирский художник Дмитрий Булныгин, первым вышедший из арт-группы «Синие носы» и проживающий сейчас в Москве, с проектом «Аквариум» (инсталляция, видеомэппинг, звук) [4].

    Невольно возникает вопрос: чтобы участвовать в Венецианской биеннале, должен ли сибирский художник перебраться в Москву или Петербург, где он может творчески реализоваться и быть замеченным?

    З. Доржиев. Госпожа 3.2
      Госпожа 3.2. 2018
      З. Доржиев

    Свой ответ на этот вопрос дает Зарикто Доржиев, живущий на востоке Сибири, в Улан-Удэ, хотя многие думают, что он давно переехал в Москву. Зарикто родился, учился и живет в Сибири. Живя в Сибири, он приобрел широкую международную известность. Можно по-разному оценивать работы этого «Климта по-бурятски», но его выставки проходили в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее искусства Востока, в Галерее искусств Совета Европы в Страсбурге, в Tibet House в Нью-Йорке. В этом году его выставка «Новая степь», включающая скульптуру и живопись, представленная галереей «Ханхалаев», вошла в параллельную программу 58-й Венецианской биеннале. На сегодняшний день это самая масштабная репрезентация сибирского искусства в Венеции.

    Венецианская биеннале продолжает развиваться и расширяться, все больше становится стран-участниц, все шире круг художников, растет число посетителей. Появление Сибирского проекта в параллельной программе Биеннале представляется вполне осуществимой мечтой.  Нужны организационные усилия и спонсоры. А художники есть.