Мы родом из СССР

15 июля 2021
С.С. Мосиенко

Чем дальше уходит от нас «поезд» под названием «СССР», тем более светлыми становятся воспоминания. Дело тут не только в Советском Союзе. Известно, что воспоминания довольно часто бывают острее и ярче самих событий, – ведь память идеализирует их, отбрасывает негатив, а все позитивное преподносит как красивые далекие картинки, на которых все мы молоды, веселы и здоровы. Кстати, о картинках. Точнее, о целой выставке. Она развернулась в залах третьего этажа Новосибирского государственного художественного музея и называется «Мы родом из СССР». Тут самое время отметить (для тех, кто не в курсе), что музей размещен в здании бывшего обкома партии и остатки ауры того неоднозначного времени еще витают в некоторых закоулках музейных лабиринтов. Хотя времени с момента «смены парадигмы» этого здания, выстроенного в 1925 году по проекту архитектора А.Д. Крячкова для Сибирского революционного комитета, прошло немало. Так вот, по-моему, эти «остатки революционной ауры» явно помогли в реализации нашего проекта – чего стоит одна только парадная лестница, ведущая на выставку!

Инициаторами и организаторами проекта являются Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирский государственный художественный музей и два творческих объединения – Союз художников России и Союз фотохудожников России. На открытии выставки были вручены дипломы за лучшие работы в номинациях «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство» и «Фотокомпозиция». И это сделало нашу выставку еще и своеобразным конкурсом.

А.И. Брайт. Стройся, Сибирь моя! 1975-1978
  Стройся, Сибирь моя! 1975-1978
  А.И. Брайт
 
 
 

Вообще-то экспозиция приурочена к 99-ой годовщине образования СССР. Не юбилей, конечно, но дата все-таки «прикольная», как сейчас любит говорить молодежь. А китайцы, по слухам, считают юбилейными как раз такие вот даты: 77, 88, 99. Ну а если серьезно, проект наш – это своего рода генеральная репетиция «парада», который так или иначе будет проводиться организациями культуры, в том числе и нашего города, через год.

Хорошим или плохим был ушедший в небытие Союз? Мы такие вопросы перед собой не ставили.  Он был – и это факт. А мы, участники выставки, в нем жили. Каждый своей жизнью. Да, та жизнь была чрезмерно пропитана идеологией. Но люди и тогда любили друг друга, строили себе дома, сочиняли песни, воевали с врагом, рожали детей, боролись с несправедливостью, высмеивали недостатки и гордились достижениями. Мы не оправдываем политиков того времени и не подвергаем ерничанью их дела – что было, то было. Вспоминаем о той жизни исключительно языком творчества. И сопоставляем ее с сегодняшней. Где-то это получается весело, а где-то грустно, где-то смешно, а где-то трогательно.

Выставка размещена в четырех залах, симметрично расположенных по обе стороны своеобразного коридора-аллеи. По одну сторону находится ретроэкспозиция мастеров, большинства из которых уже нет в живых, по другую – работы наших современников. Живопись, графика, скульптура – все как полагается. Коридор же, куда в первую очередь попадают посетители экспозиции, – это своеобразная «парковая аллея», уставленная гипсовыми фигурами (в нашем случае – плоскими пенопластовыми парафразами «девушек с веслами», «пионеров с горнами» и прочих «антиков» социализма).  Стены этой «аллеи» украшены плакатами и фотоработами разных лет, выполненными новосибирскими художниками и фотомастерами.

«Отцом» новосибирского плаката по праву называют А.И. Брайта. Его работа, предоставленная музеем, украшает плакатную стену выставки. Заметим, учитывая адресность нашего проекта, что А.И. Брайт до войны жил в Москве и был главным художником Всесоюзного общества по культурным связям с заграницей, но его немецкие корни поспособствовали тому, что в 1944 году художника «переместили» в Сибирь. Здесь Александр Иоганнович пробыл до конца жизни и продолжал активно заниматься творчеством.

Второе рождение новосибирского плаката пришлось на перестроечные и постперестроечные годы. Сам я в те времена тоже очень увлекался плакатной графикой. У нас создалась дружная творческая группа, мы были молоды, активно выставлялись на плакатных вернисажах и в своей стране, и за рубежом. Сегодня работы тех лет, созданные графиками Д.А. Дроздовым, С.В. Лазаревым (увы, ушедшим от нас в 1993 году), В.П. Мандриченко, Ф.М. Осинных, М.В. Паршиковым, А.И. Таировым, В.А. Филипповым, представлены в нашей экспозиции. Теперь все перечисленные выше «молодые люди» – члены Союза художников России, да и занимаются в основном другими творческими проектами. Так что эта ретроспектива по-своему уникальна – ведь здесь показаны только старые оригиналы, им более тридцати лет! Нынешние плакатисты так уже не работают. Кстати, М.В. Паршиков является автором тех стилизованных пенопластовых фигур для оформления выставки, о которых я говорил выше и которые так гармонично вписались в крячковский интерьер.

Аналогично плакатной стене создавалась и фоторетроспектива. Почти два десятка имен - и среди них такие известные всему миру «монстры» как А.В. Баулин, В.П. Дубровский, А.Г. Копалов, А.И. Лашков (самый титулованный ветеран в этой когорте), Л.Л. Макаршин, К.Г. Ощепков, А.В. Пашис и, конечно же, их нынешний «вождь» – Е.Л. Иванов с его удивительными панорамными портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Мне трудно особо выделить кого-либо, ибо это вернисаж индивидуальностей. Только на внимательный осмотр «фотостенки» уйдет уйма времени, ведь здесь находится более семидесяти работ! Но, несмотря на такие трудности, жюри нашей выставки-конкурса справилось со своей задачей и отметило как лучший в номинации «Фотокомпозиция» цикл фотографий В.П. Дубровского.

Ну а теперь про залы. Их четыре. Конечно, ретро-залы, подготовленные специалистами музея, выглядят строже аналогичной современной экспозиции, а поэтому и более стильно. Тут удалось создать атмосферу эпохи. Конечно, многим авторам – «ветеранам» социализма не суждено было попасть в экспозицию по банальной причине: не хватило места. Но даже то, что удалось достать из запасников, – чрезвычайно интересно!

А.Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933
  Максим Горький. Дружеский шарж. 1933
  А.Г. Заковряшин
 
 
 

Вот зал графики, подобранной из коллекции музея. Мне, как карикатуристу со стажем, сразу же бросается в глаза шарж на Максима Горького, выполненный в технике линогравюры художником А.Г. Заковряшиным в 1933 году. В одной руке виртуозно изображенный мэтр держит журнал «Сибирские огни» (которому к тому времени исполнилось уже одиннадцать лет), а в другой свой личный огонек – папиросу.  Рядом линогравюры К.Я. Баранова, созданные в 1934 году. Его лист «Аэросев», кроме художественной ценности, заключает в себе и элементы артефакта: оттиск имеет неровные, а то и рваные края, пятна – это время добавило свои «творческие» детали. Имена художников, представленных в этом зале, хорошо знакомы любителям графики – Н.Н. Нагорская, Н.И. Домашенко, Г.А. Курочкина-Домашенко (мне очень нравятся ее офорты, со свойственным только ей художественным почерком), Л.А. Серков. Здесь же и линогравюры старейшего нашего художника-фронтовика, ныне народного художника России, В.К. Чебанова – сегодня ему идет уже 96-й год! А вот прекрасный лист «Новый дом» из серии «Пейзажи Сибири», выполненный в технике мягкого лака замечательным художником Я.Я. Яковлевым, ныне епископом Нижнетагильским и Саровским.

Экспозиция в зале живописи из коллекции музея так же, как и экспозиция графики, организована безупречно. Но если графический зал почти абсолютно монохромный, то живопись встретит вас буйством красок. Приятно, что со многими авторами этих работ я имел счастье общаться и даже дружить, и горько осознавать, что большинства из них уже нет с нами…

А.Н. Никольский. Пейзаж с сороками. 1992
  Пейзаж с сороками. 1992
  А.Н. Никольский
 
 
 

Вот замечательный жанровый пейзаж А.Н. Никольского с лоскутным одеялом и двумя сороками. Знатоки называли Анатолия Николаевича «королем серого цвета». Он действительно виртуозно обходился с оттенками серого. Но в «Пейзаже с сороками» мастер отдал предпочтение цвету – в его одеяле собрано около восьмидесяти самостоятельных и не повторяющихся абстрактных композиций! Горжусь тем, что в далеком 1985 году будущий народный художник России дал мне рекомендацию для вступления в Союз художников СССР.

А вот передо мной пейзаж Г.М. Мирошниченко «Сибирский порт». Напряженная по цвету и по композиции работа, созвучная характеру художника. Как я помню, человеком он был очень эмоциональным, что не могло не сказаться на его здоровье. «Порт» написан в 1980 году, а в 1989-м Георгия Мартыновича не стало.  С 1990 года в бывшей его мастерской работаю я. Понятно – пользуюсь его «энергетикой».

Знаменитый портрет матери кисти В.М. Гранкина, трогательно названный им «Моя мама», размещен в центре зала. Владимир Михайлович уже работал в мастерских на улице Дуси Ковальчук, когда я туда только въехал, став членом Союза художников. Гранкин, со свойственными ему прямолинейностью и субъективизмом, протянул мне руку и сказал: «Художник ты, конечно, хреновый, но парень хороший. Давай дружить». Я часто бывал в его боттеге с живописным беспорядком и многочисленными кошками. Владимир Михайлович был красавцем, чем-то напоминал веселых греческих божков и круглый год обливался холодной водой во дворе – особенно страшно было смотреть на это в тридцатиградусную стужу. Помню, как поразили меня мастерски прописанные руки на упомянутом выше портрете матери, когда я впервые увидел картину в его мастерской. Теперь эта работа – собственность музея.

Н.А. Толпекина. Портрет Гали Шугаевой. 1982
  Портрет Гали Шугаевой. 1982
  Н.А. Толпекина
 
 
 

А вот работа Наташи Толпекиной, простите, Натальи Андреевны. Слава Богу, она жива и здорова, только занимается творчеством далеко от Новосибирска – в Великобритании. В экспозиции нашей выставки музей разместил ее «Портрет Гали Шугаевой». Очень стильный портрет, почти без антуража, с пронзительным взглядом модели и глубоким синим небом. На холсте присутствует небольшое изображение ракушки «Необерингиус Фрилея». Портрет исполнен еще в 1982 году, и что бы значила эта загадочная ракушка сейчас уже никому не известно… А в девяностые годы мы с Натальей Андреевной были соседями, и она писала мой портрет. Писала с натуры, в своей мастерской, придумав для меня какой-то исторический костюм. Где теперь эта работа?..

Соседом моим был и замечательный живописец В.И. Копаев. Владимир Иванович делал удивительной красоты пейзажи. Писал этюды на природе, потом в мастерской доводил работу «до блеска». В ретроэкспозицию вошел его городской пейзаж «По улице Владимировской». Художник жил на ней. Композиция представляет собой вид из окна квартиры. Сейчас, конечно, родная улица Владимира Ивановича выглядит иначе, но работа написана в 1970 году и теперь является не только произведением искусства, но и документом времени. Владимир Иванович был очень добрым, душевным человеком и несовременно скромным. Им создано огромное количество лирических пейзажей. Несмотря на большой талант, в Союз он был принят уже в довольно зрелом возрасте. А совсем недавно моего светлого и доброго соседа не стало…

В.И. Копаев. По улице Владимировской. 1970
  По улице Владимировской. 1970
  В.И. Копаев
 
 
 

Подхожу к семейному портрету кисти А.Д. Шурица. Для меня этот художник был своего рода старшим братом. Много лет мы дружили, ежедневно перезванивались, и, хотя мастерские наши не соседствовали, мы часто заезжали друг к другу на рюмку чая и «на поговорить». Работу «Голубой каданс» Шуриц написал в далеком 1985 году. На ней изображена семья композитора Григория Гоберника. Тогда еще все портретируемые жили вместе, в Новосибирске – это потом уже судьба разбросала их по разным континентам. Сейчас народный артист России Григорий Яковлевич Гоберник является заведующим музыкальной частью Малого театра в Москве.  Портрет выполнен темперой и маслом на оргалите, в 1970 – 1980-е годы Шуриц работал с такими материалами. Сегодня найти картину Александра Давидовича, написанную темперой на оргалите, – большая редкость.

Зал живописи украшают холсты многих известных мастеров: тут и «Портрет Героя соцтруда механизатора Сергея Хоронько» кисти Л.Н. Огибенина, и «Бригадир» Х.А. Аврутиса, и, конечно же, работы братьев Титковых. Я не искусствовед и поэтому не претендую на серьезный и полный анализ всех показанных в экспозиции произведений. Да простит меня читатель - заметки мои весьма субъективные, а в чем-то и дилетантские. Но зато искренние!

Прежде чем перейти в залы современного творчества хочу опять же помянуть добрым словом музейных профессионалов, которые очень удачно, на мой взгляд, выстроили скульптурную составляющую своей ретроэкспозиции. Музей обладает замечательной коллекцией работ ваятелей, которые свободно и профессионально обращались с разными материалами: алюминием, гипсом, деревом, медью, шамотом, бронзой, мрамором, терракотой. В ретро-залах вас встретят скульптуры В.Е. Семеновой, В.В. Телишева, Е.Н. Телишевой, Н.И. Мартьянова. А какая замечательная по динамике композиция украшает зал музейной графики! Это крупная работа «Правда», родившаяся в 1967 году, – настоящий шедевр скульптора-фронтовика Михаила Ивановича Меньшикова. Мастер создал из меди яркого юношу-глашатая, своим энтузиазмом и энергетикой схожего с легендарным образом Гавроша.

Н.Д. Грицюк. Солнечный день. 1973
  Солнечный день. 1973
  Н.Д. Грицюк
 
 
 

И вот мы уже в зале современной новосибирской графики. В центре зала установлен мольберт с динамичной композицией «Солнечный день» (из серии «Кузбасс») легендарного Николая Демьяновича Грицюка. Индустриальный мотив по цветовому решению напомнил мне фрески Феофана Грека – он любил использовать такие эффектные сочетания синего и золота (в нашем случае – охристо-коричневого). Эта маленькая «фреска» мастера, трагически ушедшего из жизни в 1976 году, не зря помещена не в ретро-зале, а здесь, среди произведений ныне работающих художников. Это знак особого уважения к яркому, самобытному таланту, символизирующий связь поколений, если выражаться пафосно. Пользуясь историческими аналогиями, можно сказать, что в художественном наследии города Н.Д. Грицюк – это «наше все». В музее есть отдельный зал, посвященный творчеству этого уникального мастера. Конечно, такая значимая личность заслуживает городского памятника, подобного памятнику А.Г. Поздееву в Красноярске. Но этот вопрос, увы, выходит за пределы нашего сегодняшнего разговора.

Итак, напоминаю, мы в зале современной графики. Конечно же, нельзя оставить незамеченными работы творческой плеяды Беляевых: это братья – Александр Иванович, Василий Иванович, а также Станислав Васильевич (сын В.И. Беляева). Все трое – большие мастера графических техник. А цикл «Чукотский мотив» Василия Ивановича Беляева (бумага, карандаш) заслуженно получил на выставке высшую оценку жюри в номинации «Графика».  Черно-белые листы очень динамичны и выразительны. Удивительно, что такого эффекта художник добивается путем использования обычного графитного карандаша.

 Невероятного гиперреализма достигает в своих листах график Е.В. Молодин, но при этом его работы не превращаются в мертвую натуралистическую картинку «под фото», а содержат ряд живых импровизационных ходов, позволяющих скрупулезной цветной карандашной картинке стать произведением искусства.

С удовольствием и восхищением рассматриваю лист В.А. Хананова к произведению А.П. Платонова «Сокровенный человек».  Об этом художнике я узнал недавно, когда побывал на его персональной выставке.  По моему убеждению, Хананов на сегодняшний день - один из лучших рисовальщиков в Сибири. Кажется, что его учителями были такие виртуозы как В.А. Серов и Н.И. Фешин. Удивительно то, что Владимир Анатольевич, будучи уже абсолютно взрослым человеком (родился он в 1960 году), до сих пор не является членом Союза художников России. Это явное наше упущение!

Отмечу, что многие новосибирские художники довольно свободно и успешно «курсируют» между графикой и живописью. Примером такого явления может служить В.И. Степаненко. В последние годы он отдает предпочтение живописи, но на нашей выставке показал свою раннюю графику – прекрасные жанровые акварели.

Как всегда, заметен своими брутальными работами К.А. Скотников, иногда скрывающийся под загадочным псевдонимом Криспинус. Его своеобразные, белым по черному, мини-портреты друзей и знакомых с сопроводительными назидательными текстами заставляют задуматься о бренности существования и по своему психологическому настрою отсылают нас, как мне кажется, к древним фаюмским портретам, переведенным в монохром. Хотя я могу и ошибаться. Короче, дай нам всем Бог здоровья…

И вот, наконец, зал современной живописи.  Холсты наших известных мастеров: В.В. Иванкина («Песня о Родине»), Ю.И. Третьякова («Портрет Бухарова»), М.С. Омбыш-Кузнецова («Мужской натюрморт»), В.А. Фатеева («Мое кресло», «Чапаев»), Л.В. Цукановой («Алиса») перемежаются с работами молодых, пока еще не всем известных живописцев.

Мы родом из СССР
Мы родом из СССР

Жюри отметило как лучшее живописное произведение на выставке «Мужской натюрморт» народного художника России М.С. Омбыш-Кузнецова. Кстати, Михаил Сергеевич – ученик Н.Д. Грицюка, и многие его ранние работы создавались явно в подражание знаменитому мастеру. Но широта таланта Омбыш-Кузнецова позволила ему уйти из-под прямого влияния мэтра, сохранив при этом энергетику учителя. Я долго рассматриваю отмеченную жюри работу (она написана в 2004 году) и ловлю себя на том, что занятие это весьма увлекательное: предметы, очень точно и узнаваемо изображенные на картине, как бы цепляются друг за друга, ведут ваш взгляд от шестеренок к штангенциркулю, далее от молотка к трансформатору. При этом в голове моей почему-то звучит мелодия знаменитого еврейского танца «Семь сорок». И тут я обнаруживаю, что именно это время показывает брегет, помещенный в правом верхнем углу натюрморта. Очевидно, при первом, более быстром, осмотре картины мозг интуитивно поймал эту информацию и запустил в работу. Хотя…        

Современные скульптура и прикладное искусство, так же, как и в ретроэкспозиции, размещены в обоих залах – и среди графики, и среди живописи. Это устойчивая и оправданная традиция. Конечно же, «головы» В.П. Грачева («Мужской портрет», «Портрет Зорге») позволяют сразу узнать этого автора, известного как мастер стилизованных, но выверенных форм и линий, приверженца реалистической школы. Мне очень нравится его памятник М.И. Глинке, что был установлен в 1998 году возле Новосибирской государственной консерватории. Правда, отдельные бронзовые буквы с постамента постоянно воровали сборщики цветмета, и их (буквы) в итоге пришлось убрать совсем.

Отдельно хочется отметить мраморный бюст «Портрет друга» работы А.К. Крутикова. За эту работу Александр Константинович был удостоен награды жюри как автор лучшей скульптуры на выставке. И с этой оценкой я полностью согласен. А вот то, что высшую награду за произведение декоративно-прикладного искусства получила молодая художница Ю.Э. Балаш, меня поначалу шокировало. Юлина композиция из пяти больших квадратных пиал называется «Секретики». В пиалы положены всевозможные мелкие артефакты из советского времени, накрыты стеклышками и присыпаны землей – ну прямо настоящие секретики, которые мы (рожденные в СССР) прятали в детстве в земляных лунках. Но, ежели приглядеться повнимательнее, артефакты-то в Юлиных секретиках оказываются вовсе и не детскими. Вот такая остроумная и образная обманка!

И еще две интересные работы наших прикладников я бы выделил. Первая – это изготовленные в авторской технике из кожаных лоскутов абстрактные композиции В.Н. Казака («Иллюзия» и «Перекрестки»). И вторая – очень декоративный триптих супругов Людмилы и Геннадия Шляга. Называется он «Возрождение» и выполнен в сложной технике, включающей в себя и керамику, и цветные эмали, и препарат золота, и оксиды металлов, и дерево. Красивая работа, был бы я членом жюри – ее точно отметил бы!

К сожалению, невозможно рассказать в небольшом очерке обо всех участниках нашего, совместного с художественным музеем, проекта. Да простят меня коллеги!

В заключение хочу отдельно выразить благодарность куратору этого уникального проекта – начальнику экспозиционно-выставочного отдела Сергею Юрьевичу Тиханову: на протяжении всего подготовительного процесса на нем замыкались любые творческие, организационные и хозяйственные связи.

По мере подготовки экспозиции мне пришлось много общаться и с сотрудниками музея. Я лишний раз убедился, что все они – от искусствоведов, хранителей до смотрителей и рабочих – фанатики своего дела, профессионалы. Уверен, что любой из них, обращаясь к посетителям музея, мог бы сказать слегка перефразированными словами В.Г. Белинского: «Любите ли вы музей так, как я люблю его?» Почему? Да потому, что и они все родом из СССР!