Мы родом из СССР
Чем дальше уходит от нас «поезд» под названием «СССР», тем более светлыми становятся воспоминания. Дело тут не только в Советском Союзе. Известно, что воспоминания довольно часто бывают острее и ярче самих событий, – ведь память идеализирует их, отбрасывает негатив, а все позитивное преподносит как красивые далекие картинки, на которых все мы молоды, веселы и здоровы. Кстати, о картинках. Точнее, о целой выставке. Она развернулась в залах третьего этажа Новосибирского государственного художественного музея и называется «Мы родом из СССР». Тут самое время отметить (для тех, кто не в курсе), что музей размещен в здании бывшего обкома партии и остатки ауры того неоднозначного времени еще витают в некоторых закоулках музейных лабиринтов. Хотя времени с момента «смены парадигмы» этого здания, выстроенного в 1925 году по проекту архитектора А.Д. Крячкова для Сибирского революционного комитета, прошло немало. Так вот, по-моему, эти «остатки революционной ауры» явно помогли в реализации нашего проекта – чего стоит одна только парадная лестница, ведущая на выставку!
Инициаторами и организаторами проекта являются Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирский государственный художественный музей и два творческих объединения – Союз художников России и Союз фотохудожников России. На открытии выставки были вручены дипломы за лучшие работы в номинациях «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство» и «Фотокомпозиция». И это сделало нашу выставку еще и своеобразным конкурсом.
Стройся, Сибирь моя! 1975-1978 | |
А.И. Брайт |
Вообще-то экспозиция приурочена к 99-ой годовщине образования СССР. Не юбилей, конечно, но дата все-таки «прикольная», как сейчас любит говорить молодежь. А китайцы, по слухам, считают юбилейными как раз такие вот даты: 77, 88, 99. Ну а если серьезно, проект наш – это своего рода генеральная репетиция «парада», который так или иначе будет проводиться организациями культуры, в том числе и нашего города, через год.
Хорошим или плохим был ушедший в небытие Союз? Мы такие вопросы перед собой не ставили. Он был – и это факт. А мы, участники выставки, в нем жили. Каждый своей жизнью. Да, та жизнь была чрезмерно пропитана идеологией. Но люди и тогда любили друг друга, строили себе дома, сочиняли песни, воевали с врагом, рожали детей, боролись с несправедливостью, высмеивали недостатки и гордились достижениями. Мы не оправдываем политиков того времени и не подвергаем ерничанью их дела – что было, то было. Вспоминаем о той жизни исключительно языком творчества. И сопоставляем ее с сегодняшней. Где-то это получается весело, а где-то грустно, где-то смешно, а где-то трогательно.
Выставка размещена в четырех залах, симметрично расположенных по обе стороны своеобразного коридора-аллеи. По одну сторону находится ретроэкспозиция мастеров, большинства из которых уже нет в живых, по другую – работы наших современников. Живопись, графика, скульптура – все как полагается. Коридор же, куда в первую очередь попадают посетители экспозиции, – это своеобразная «парковая аллея», уставленная гипсовыми фигурами (в нашем случае – плоскими пенопластовыми парафразами «девушек с веслами», «пионеров с горнами» и прочих «антиков» социализма). Стены этой «аллеи» украшены плакатами и фотоработами разных лет, выполненными новосибирскими художниками и фотомастерами.
«Отцом» новосибирского плаката по праву называют А.И. Брайта. Его работа, предоставленная музеем, украшает плакатную стену выставки. Заметим, учитывая адресность нашего проекта, что А.И. Брайт до войны жил в Москве и был главным художником Всесоюзного общества по культурным связям с заграницей, но его немецкие корни поспособствовали тому, что в 1944 году художника «переместили» в Сибирь. Здесь Александр Иоганнович пробыл до конца жизни и продолжал активно заниматься творчеством.
Второе рождение новосибирского плаката пришлось на перестроечные и постперестроечные годы. Сам я в те времена тоже очень увлекался плакатной графикой. У нас создалась дружная творческая группа, мы были молоды, активно выставлялись на плакатных вернисажах и в своей стране, и за рубежом. Сегодня работы тех лет, созданные графиками Д.А. Дроздовым, С.В. Лазаревым (увы, ушедшим от нас в 1993 году), В.П. Мандриченко, Ф.М. Осинных, М.В. Паршиковым, А.И. Таировым, В.А. Филипповым, представлены в нашей экспозиции. Теперь все перечисленные выше «молодые люди» – члены Союза художников России, да и занимаются в основном другими творческими проектами. Так что эта ретроспектива по-своему уникальна – ведь здесь показаны только старые оригиналы, им более тридцати лет! Нынешние плакатисты так уже не работают. Кстати, М.В. Паршиков является автором тех стилизованных пенопластовых фигур для оформления выставки, о которых я говорил выше и которые так гармонично вписались в крячковский интерьер.
Аналогично плакатной стене создавалась и фоторетроспектива. Почти два десятка имен - и среди них такие известные всему миру «монстры» как А.В. Баулин, В.П. Дубровский, А.Г. Копалов, А.И. Лашков (самый титулованный ветеран в этой когорте), Л.Л. Макаршин, К.Г. Ощепков, А.В. Пашис и, конечно же, их нынешний «вождь» – Е.Л. Иванов с его удивительными панорамными портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Мне трудно особо выделить кого-либо, ибо это вернисаж индивидуальностей. Только на внимательный осмотр «фотостенки» уйдет уйма времени, ведь здесь находится более семидесяти работ! Но, несмотря на такие трудности, жюри нашей выставки-конкурса справилось со своей задачей и отметило как лучший в номинации «Фотокомпозиция» цикл фотографий В.П. Дубровского.
Ну а теперь про залы. Их четыре. Конечно, ретро-залы, подготовленные специалистами музея, выглядят строже аналогичной современной экспозиции, а поэтому и более стильно. Тут удалось создать атмосферу эпохи. Конечно, многим авторам – «ветеранам» социализма не суждено было попасть в экспозицию по банальной причине: не хватило места. Но даже то, что удалось достать из запасников, – чрезвычайно интересно!
Максим Горький. Дружеский шарж. 1933 | |
А.Г. Заковряшин |
Вот зал графики, подобранной из коллекции музея. Мне, как карикатуристу со стажем, сразу же бросается в глаза шарж на Максима Горького, выполненный в технике линогравюры художником А.Г. Заковряшиным в 1933 году. В одной руке виртуозно изображенный мэтр держит журнал «Сибирские огни» (которому к тому времени исполнилось уже одиннадцать лет), а в другой свой личный огонек – папиросу. Рядом линогравюры К.Я. Баранова, созданные в 1934 году. Его лист «Аэросев», кроме художественной ценности, заключает в себе и элементы артефакта: оттиск имеет неровные, а то и рваные края, пятна – это время добавило свои «творческие» детали. Имена художников, представленных в этом зале, хорошо знакомы любителям графики – Н.Н. Нагорская, Н.И. Домашенко, Г.А. Курочкина-Домашенко (мне очень нравятся ее офорты, со свойственным только ей художественным почерком), Л.А. Серков. Здесь же и линогравюры старейшего нашего художника-фронтовика, ныне народного художника России, В.К. Чебанова – сегодня ему идет уже 96-й год! А вот прекрасный лист «Новый дом» из серии «Пейзажи Сибири», выполненный в технике мягкого лака замечательным художником Я.Я. Яковлевым, ныне епископом Нижнетагильским и Саровским.
Экспозиция в зале живописи из коллекции музея так же, как и экспозиция графики, организована безупречно. Но если графический зал почти абсолютно монохромный, то живопись встретит вас буйством красок. Приятно, что со многими авторами этих работ я имел счастье общаться и даже дружить, и горько осознавать, что большинства из них уже нет с нами…
Пейзаж с сороками. 1992 | |
А.Н. Никольский |
Вот замечательный жанровый пейзаж А.Н. Никольского с лоскутным одеялом и двумя сороками. Знатоки называли Анатолия Николаевича «королем серого цвета». Он действительно виртуозно обходился с оттенками серого. Но в «Пейзаже с сороками» мастер отдал предпочтение цвету – в его одеяле собрано около восьмидесяти самостоятельных и не повторяющихся абстрактных композиций! Горжусь тем, что в далеком 1985 году будущий народный художник России дал мне рекомендацию для вступления в Союз художников СССР.
А вот передо мной пейзаж Г.М. Мирошниченко «Сибирский порт». Напряженная по цвету и по композиции работа, созвучная характеру художника. Как я помню, человеком он был очень эмоциональным, что не могло не сказаться на его здоровье. «Порт» написан в 1980 году, а в 1989-м Георгия Мартыновича не стало. С 1990 года в бывшей его мастерской работаю я. Понятно – пользуюсь его «энергетикой».
Знаменитый портрет матери кисти В.М. Гранкина, трогательно названный им «Моя мама», размещен в центре зала. Владимир Михайлович уже работал в мастерских на улице Дуси Ковальчук, когда я туда только въехал, став членом Союза художников. Гранкин, со свойственными ему прямолинейностью и субъективизмом, протянул мне руку и сказал: «Художник ты, конечно, хреновый, но парень хороший. Давай дружить». Я часто бывал в его боттеге с живописным беспорядком и многочисленными кошками. Владимир Михайлович был красавцем, чем-то напоминал веселых греческих божков и круглый год обливался холодной водой во дворе – особенно страшно было смотреть на это в тридцатиградусную стужу. Помню, как поразили меня мастерски прописанные руки на упомянутом выше портрете матери, когда я впервые увидел картину в его мастерской. Теперь эта работа – собственность музея.
Портрет Гали Шугаевой. 1982 | |
Н.А. Толпекина |
А вот работа Наташи Толпекиной, простите, Натальи Андреевны. Слава Богу, она жива и здорова, только занимается творчеством далеко от Новосибирска – в Великобритании. В экспозиции нашей выставки музей разместил ее «Портрет Гали Шугаевой». Очень стильный портрет, почти без антуража, с пронзительным взглядом модели и глубоким синим небом. На холсте присутствует небольшое изображение ракушки «Необерингиус Фрилея». Портрет исполнен еще в 1982 году, и что бы значила эта загадочная ракушка сейчас уже никому не известно… А в девяностые годы мы с Натальей Андреевной были соседями, и она писала мой портрет. Писала с натуры, в своей мастерской, придумав для меня какой-то исторический костюм. Где теперь эта работа?..
Соседом моим был и замечательный живописец В.И. Копаев. Владимир Иванович делал удивительной красоты пейзажи. Писал этюды на природе, потом в мастерской доводил работу «до блеска». В ретроэкспозицию вошел его городской пейзаж «По улице Владимировской». Художник жил на ней. Композиция представляет собой вид из окна квартиры. Сейчас, конечно, родная улица Владимира Ивановича выглядит иначе, но работа написана в 1970 году и теперь является не только произведением искусства, но и документом времени. Владимир Иванович был очень добрым, душевным человеком и несовременно скромным. Им создано огромное количество лирических пейзажей. Несмотря на большой талант, в Союз он был принят уже в довольно зрелом возрасте. А совсем недавно моего светлого и доброго соседа не стало…
По улице Владимировской. 1970 | |
В.И. Копаев |
Подхожу к семейному портрету кисти А.Д. Шурица. Для меня этот художник был своего рода старшим братом. Много лет мы дружили, ежедневно перезванивались, и, хотя мастерские наши не соседствовали, мы часто заезжали друг к другу на рюмку чая и «на поговорить». Работу «Голубой каданс» Шуриц написал в далеком 1985 году. На ней изображена семья композитора Григория Гоберника. Тогда еще все портретируемые жили вместе, в Новосибирске – это потом уже судьба разбросала их по разным континентам. Сейчас народный артист России Григорий Яковлевич Гоберник является заведующим музыкальной частью Малого театра в Москве. Портрет выполнен темперой и маслом на оргалите, в 1970 – 1980-е годы Шуриц работал с такими материалами. Сегодня найти картину Александра Давидовича, написанную темперой на оргалите, – большая редкость.
Зал живописи украшают холсты многих известных мастеров: тут и «Портрет Героя соцтруда механизатора Сергея Хоронько» кисти Л.Н. Огибенина, и «Бригадир» Х.А. Аврутиса, и, конечно же, работы братьев Титковых. Я не искусствовед и поэтому не претендую на серьезный и полный анализ всех показанных в экспозиции произведений. Да простит меня читатель - заметки мои весьма субъективные, а в чем-то и дилетантские. Но зато искренние!
Прежде чем перейти в залы современного творчества хочу опять же помянуть добрым словом музейных профессионалов, которые очень удачно, на мой взгляд, выстроили скульптурную составляющую своей ретроэкспозиции. Музей обладает замечательной коллекцией работ ваятелей, которые свободно и профессионально обращались с разными материалами: алюминием, гипсом, деревом, медью, шамотом, бронзой, мрамором, терракотой. В ретро-залах вас встретят скульптуры В.Е. Семеновой, В.В. Телишева, Е.Н. Телишевой, Н.И. Мартьянова. А какая замечательная по динамике композиция украшает зал музейной графики! Это крупная работа «Правда», родившаяся в 1967 году, – настоящий шедевр скульптора-фронтовика Михаила Ивановича Меньшикова. Мастер создал из меди яркого юношу-глашатая, своим энтузиазмом и энергетикой схожего с легендарным образом Гавроша.
Солнечный день. 1973 | |
Н.Д. Грицюк |
И вот мы уже в зале современной новосибирской графики. В центре зала установлен мольберт с динамичной композицией «Солнечный день» (из серии «Кузбасс») легендарного Николая Демьяновича Грицюка. Индустриальный мотив по цветовому решению напомнил мне фрески Феофана Грека – он любил использовать такие эффектные сочетания синего и золота (в нашем случае – охристо-коричневого). Эта маленькая «фреска» мастера, трагически ушедшего из жизни в 1976 году, не зря помещена не в ретро-зале, а здесь, среди произведений ныне работающих художников. Это знак особого уважения к яркому, самобытному таланту, символизирующий связь поколений, если выражаться пафосно. Пользуясь историческими аналогиями, можно сказать, что в художественном наследии города Н.Д. Грицюк – это «наше все». В музее есть отдельный зал, посвященный творчеству этого уникального мастера. Конечно, такая значимая личность заслуживает городского памятника, подобного памятнику А.Г. Поздееву в Красноярске. Но этот вопрос, увы, выходит за пределы нашего сегодняшнего разговора.
Итак, напоминаю, мы в зале современной графики. Конечно же, нельзя оставить незамеченными работы творческой плеяды Беляевых: это братья – Александр Иванович, Василий Иванович, а также Станислав Васильевич (сын В.И. Беляева). Все трое – большие мастера графических техник. А цикл «Чукотский мотив» Василия Ивановича Беляева (бумага, карандаш) заслуженно получил на выставке высшую оценку жюри в номинации «Графика». Черно-белые листы очень динамичны и выразительны. Удивительно, что такого эффекта художник добивается путем использования обычного графитного карандаша.
Невероятного гиперреализма достигает в своих листах график Е.В. Молодин, но при этом его работы не превращаются в мертвую натуралистическую картинку «под фото», а содержат ряд живых импровизационных ходов, позволяющих скрупулезной цветной карандашной картинке стать произведением искусства.
С удовольствием и восхищением рассматриваю лист В.А. Хананова к произведению А.П. Платонова «Сокровенный человек». Об этом художнике я узнал недавно, когда побывал на его персональной выставке. По моему убеждению, Хананов на сегодняшний день - один из лучших рисовальщиков в Сибири. Кажется, что его учителями были такие виртуозы как В.А. Серов и Н.И. Фешин. Удивительно то, что Владимир Анатольевич, будучи уже абсолютно взрослым человеком (родился он в 1960 году), до сих пор не является членом Союза художников России. Это явное наше упущение!
Отмечу, что многие новосибирские художники довольно свободно и успешно «курсируют» между графикой и живописью. Примером такого явления может служить В.И. Степаненко. В последние годы он отдает предпочтение живописи, но на нашей выставке показал свою раннюю графику – прекрасные жанровые акварели.
Как всегда, заметен своими брутальными работами К.А. Скотников, иногда скрывающийся под загадочным псевдонимом Криспинус. Его своеобразные, белым по черному, мини-портреты друзей и знакомых с сопроводительными назидательными текстами заставляют задуматься о бренности существования и по своему психологическому настрою отсылают нас, как мне кажется, к древним фаюмским портретам, переведенным в монохром. Хотя я могу и ошибаться. Короче, дай нам всем Бог здоровья…
И вот, наконец, зал современной живописи. Холсты наших известных мастеров: В.В. Иванкина («Песня о Родине»), Ю.И. Третьякова («Портрет Бухарова»), М.С. Омбыш-Кузнецова («Мужской натюрморт»), В.А. Фатеева («Мое кресло», «Чапаев»), Л.В. Цукановой («Алиса») перемежаются с работами молодых, пока еще не всем известных живописцев.
Жюри отметило как лучшее живописное произведение на выставке «Мужской натюрморт» народного художника России М.С. Омбыш-Кузнецова. Кстати, Михаил Сергеевич – ученик Н.Д. Грицюка, и многие его ранние работы создавались явно в подражание знаменитому мастеру. Но широта таланта Омбыш-Кузнецова позволила ему уйти из-под прямого влияния мэтра, сохранив при этом энергетику учителя. Я долго рассматриваю отмеченную жюри работу (она написана в 2004 году) и ловлю себя на том, что занятие это весьма увлекательное: предметы, очень точно и узнаваемо изображенные на картине, как бы цепляются друг за друга, ведут ваш взгляд от шестеренок к штангенциркулю, далее от молотка к трансформатору. При этом в голове моей почему-то звучит мелодия знаменитого еврейского танца «Семь сорок». И тут я обнаруживаю, что именно это время показывает брегет, помещенный в правом верхнем углу натюрморта. Очевидно, при первом, более быстром, осмотре картины мозг интуитивно поймал эту информацию и запустил в работу. Хотя…
Современные скульптура и прикладное искусство, так же, как и в ретроэкспозиции, размещены в обоих залах – и среди графики, и среди живописи. Это устойчивая и оправданная традиция. Конечно же, «головы» В.П. Грачева («Мужской портрет», «Портрет Зорге») позволяют сразу узнать этого автора, известного как мастер стилизованных, но выверенных форм и линий, приверженца реалистической школы. Мне очень нравится его памятник М.И. Глинке, что был установлен в 1998 году возле Новосибирской государственной консерватории. Правда, отдельные бронзовые буквы с постамента постоянно воровали сборщики цветмета, и их (буквы) в итоге пришлось убрать совсем.
Отдельно хочется отметить мраморный бюст «Портрет друга» работы А.К. Крутикова. За эту работу Александр Константинович был удостоен награды жюри как автор лучшей скульптуры на выставке. И с этой оценкой я полностью согласен. А вот то, что высшую награду за произведение декоративно-прикладного искусства получила молодая художница Ю.Э. Балаш, меня поначалу шокировало. Юлина композиция из пяти больших квадратных пиал называется «Секретики». В пиалы положены всевозможные мелкие артефакты из советского времени, накрыты стеклышками и присыпаны землей – ну прямо настоящие секретики, которые мы (рожденные в СССР) прятали в детстве в земляных лунках. Но, ежели приглядеться повнимательнее, артефакты-то в Юлиных секретиках оказываются вовсе и не детскими. Вот такая остроумная и образная обманка!
И еще две интересные работы наших прикладников я бы выделил. Первая – это изготовленные в авторской технике из кожаных лоскутов абстрактные композиции В.Н. Казака («Иллюзия» и «Перекрестки»). И вторая – очень декоративный триптих супругов Людмилы и Геннадия Шляга. Называется он «Возрождение» и выполнен в сложной технике, включающей в себя и керамику, и цветные эмали, и препарат золота, и оксиды металлов, и дерево. Красивая работа, был бы я членом жюри – ее точно отметил бы!
К сожалению, невозможно рассказать в небольшом очерке обо всех участниках нашего, совместного с художественным музеем, проекта. Да простят меня коллеги!
В заключение хочу отдельно выразить благодарность куратору этого уникального проекта – начальнику экспозиционно-выставочного отдела Сергею Юрьевичу Тиханову: на протяжении всего подготовительного процесса на нем замыкались любые творческие, организационные и хозяйственные связи.
По мере подготовки экспозиции мне пришлось много общаться и с сотрудниками музея. Я лишний раз убедился, что все они – от искусствоведов, хранителей до смотрителей и рабочих – фанатики своего дела, профессионалы. Уверен, что любой из них, обращаясь к посетителям музея, мог бы сказать слегка перефразированными словами В.Г. Белинского: «Любите ли вы музей так, как я люблю его?» Почему? Да потому, что и они все родом из СССР!