Трудности перевода
Hebrew Letter Zadik. 2021 Из серии «Ивритский алфавит» |
|
Тэнно Пент Соостер, Сергей Буньков | |
Собственность авторов |
Израильский проект не случайно назван «Трудности перевода». Кураторская идея состоит в том, чтобы продемонстрировать на примере современных графических практик смысловую и эстетическую многослойность искусства Израиля XXI века. Проект объединяет творчество восьми авторов разных поколений, репатриировавшихся в Израиль в разные годы, с разных континентов и в разном возрасте, а значит - с различным культурным багажом. Но сегодня всех их объединяет общий язык - иврит, через эстетические и семантические коды которого авторы осваивают пространство еврейской культуры, говоря при этом о глубоко личном.
Тель-Авивские художники Тэнно Пент Соостер и Сергей Буньков в серии офортов исследуют алфавит иврита с точки зрения скрытых в нем смыслов мистического учения Каббалы. Каждая ивритская буква - сложная метафора, свернутый миф о законах взаимодействия человека с мирозданием. И поэтому цикл гравюр этих авторов представляет последовательное развертывание буквенного знака в многоуровневый ландшафт символического повествования. Иерусалимский художник Шмуэль Шелест, напротив, стремится растворить силуэты древних букв священных текстов Танаха в фактуре оттиска. Импровизационная техника монотипии позволяет ему удачно скрыть авторскую рукотворность и достичь эффекта самопроизвольного проявления текста. А эффект отражения создает важный смысловой акцент единства слова молитвы во Времени.
Тема нелинейности времени особенно актуальна для Израиля - страны высоких технологий, продолжающей при этом жить по древнему еврейскому календарю и говорить на языке библейских пророков. И реалии современного мира часто приобретают в таком контексте библейский по своей драматичности смысл.
Железные номера. 2020 | |
Узи Амрани | |
Собственность автора |
Узи Амрани - бывший военный фельдшер - пришел в искусство после своего трагического опыта участия в событиях Второй Ливанской войны 1998 года. Пережив в боевых операциях экзистенциальное потрясение от беззащитности человека перед разрушительной мощью современного оружия, он сегодня создает концептуальное фото, видео, арт-объекты на одну общую тему - тему потери человеком своей целостности в результате участия в войне. В фотографическом цикле «Невидимый солдат» Узи представил экипированного бойца в прозрачном обмундировании, покрытом словами молитвы. Этот образ возник у него по собственным воспоминаниям о боевых выездах, во время которых он непрестанно пел слова молитвы, заглушая внутреннее ощущение страха. Язык искусства помогает ему сегодня перевести боль посттравмы прошлого в энергию творчества в настоящем.
Для Симы Левин, приехавшей в Израиль из Молдавии в юном возрасте, тема миграции и потери родительского дома приобрела также библейские аналогии изгнанности человека из мира Гармонии. В ее серии офортов люди имперсональны и внеэтничны. Они блуждают по руинам разрушающегося на глазах мира, спасая фрагменты прежней стабильной жизни, прикрывая воспоминаниями о ней свою обнаженность и уязвимость. Эта серия выполнена в технике сухой иглы, позволяющей создавать «рваный» штрих и нервную линию, необходимые для передачи эмоционального накала сюжета.
Дом I. Ади. 2021 Из серии «Дом» |
|
Тигист Йосеф Рон | |
Собственность автора |
Вселенная моря – 2. 2020 | |
Маша Орлович | |
Собственность автора |
Молодая талантливая израильская художница Тигист Йосеф Рон - репатриантка из Эфиопии. Эфиопские евреи - особая страница в исторической и современной жизни Израиля. Они никогда не утрачивали языковой идентичности в окружении исламского населения. Их возвращение в страну Сиона связано с операциями национальной разведки Израиля. Тигист репатриировалась в раннем детстве, выросла в Израиле, получила художественное образование в знаменитой Академии искусства и дизайна «Бецалель». В 2021 году она была признана лучшим молодым художником за графическую серию, посвященную истории ее большой семьи. Цикл этих пастелей был показан в Тель-Авивском музее искусств на персональной выставке художницы «Белая бумага черная внутри» весной 2021 года. Для Тигист Йосеф Рон понятия «семья» и «гармония» синонимичны. Лица родных на ее рисунках почти эфемерны, сотканы из вибрирующего света и тени, балансируя между исчезновением и новым проявлением в реальности.
Портрет как жанр поздно появился в израильском искусстве. А вот пейзаж имеет глубокую эстетическую традицию. Природа Израиля очень разнообразна и экзотична. Художница из Цфата Маша Орлович нашла свою оригинальную трактовку этого жанра. Природный мотив у нее свернут в геометрическую абстракцию, следуя формам офортных плат. Коллажные композиции ее листов строятся на совмещении разных техник печати и динамическом балансе пустоты листа и фрагмента изображения. Есть в этом авторском приеме эффект объединения макро- и микрооптик: взгляда сквозь микроскоп - себе под ноги и сквозь телескоп - у себя над головой.
Еще более глобальную оптику творческого видения демонстрируют проекты Галины Блейх. Создаваемые ею графические и видео объекты начинают жить в Интернете собственной жизнью. Трудности перевода трехмерной реальности в четырехмерную визуальность автор преодолевает, оперируя математическими теориями и цифровой графикой 4D-формата. На новосибирской триеннале представлен один из таких авторских проектов Галины Блейх - «В 4D узлы остаются позади!». Он визуализирует математическую теорию узлов, согласно которой в четвертом измерении узлов просто нет – они развязываются сами собой. Художница утверждает: «В нашей видимой трехмерной реальности мы должны приложить усилия, чтобы что-либо распутать, и, тем не менее, нам не всегда удается это сделать. Очевидно, в реальности более высокого порядка такой проблемы не существует».