ТРАНСтерритория
Вечерние огни. 2021 | |
Татьяна Бугаенко | |
Собственность автора |
Урало-Сибирский регион - территория бесконечного «транса». И в том смысле, что ее огромность предполагает нескончаемое освоение новых пространств и массовые трансмиграции. И в том, что называется «состоянием транса»: в созерцательности многодневных путешествий по Транссибу, в монотонности равнинного пейзажа. И в стремлении осознать трансцендентные смыслы урало-сибирской идентичности. В чем она?
Для Сергея Гребенникова и Татьяны Бугаенко она заключена в цельности природных ландшафтов, сохранивших во времени свою самобытность. При этом каждый из авторов создает свой обобщенный образ Сибири: для Сергея Гребенникова это ритм движения мощного речного потока, а для Татьяны - цветовые метаморфозы вечерних огней. В обоих случаях минималистичность изобразительных средств созвучна пространственной мощи сибирской природы.
В уральском регионе, где переплелись архаические и постиндустриальные мифы, интересно наблюдать особую метафорическую многозначность эстетической практики.
Виктория Питиримова - уральский график, давно и плодотворно работающий на грани предметности и абстракции. Ее графическая серия «Железная память» - о том, как заброшенный индустриальный ландшафт трансформируется в квазимифический. Ржавые остовы тракторных трансмиссий, давно потерявших смысл и функции, уходят в землю и приобретают характер квазиархеологических останков мифических существ.
Из диптиха «Железная память» Лист 1. 2021 |
|
Виктория Питиримова | |
Собственность автора |
Бесконечный круговорот трансакций природного в техно-инородное и обратно - об этом рассуждает и молодой екатеринбургский автор Екатерина Поединщикова. Ее коллажи объединяют разные медиа, выстраивая драматичные сюжеты парадоксального существования человека в условиях современного мегаполиса. Герой Поединщиковой всегда имперсонален и вне опознаваемого гендера. Для выживания в условиях тотально стандартизированного постиндустриального мира он вынужден трансформироваться в трансгуманную конструкцию, одновременно существующую в реальном и виртуальном пространствах. Не случайно в названии этой серии фигурируют цифровые коды.
Диффузность этих двух миров, цифрового и естественного, проявлена и в серии «Моменты» Сергея Акрамова. В ней синтезирован опыт работы художника в стрит-арт технологиях и в цифровой графике. Совмещение рукотворности с имитацией цифровых фактур - дань времени торжества новых медиа. Константин Холмогоров, следуя той же визуальной логике, в листе «Желтые знаки» создает почти виртуальную иллюзию бесконечной тоски уральских автомобильных дорог.
Из серии «Между слоями» Лист 1. 2021 |
|
Михаил Павлюкевич | |
Собственность семьи художника |
Особая тема - эмоциональные переживания художников в период пандемической изоляции. Находясь в ситуации замкнутого пространства мастерской, они вынужденно обратились к созерцанию внутренней реальности. Евгений Черепанов выразил это состояние в серии фроттажей «Свет под ногами», сделанных на полу собственной мастерской. Фактура и световая игра на бетонных плитах пола создали особый сюжет внутренней миграции. Сергей Брюханов, переосмыслив свой пленэрный опыт, трансформировал пейзажные образы прошлых впечатлений в светоцветовые абстрактные композиции. А тонкий рисовальщик и изысканный график Михаил Павлюкевич транслировал чувство ограниченной свободы в пространство цифровой графики, сохранив при этом в каждой виртуальной линии трепет живого касания руки автора. Эта серия стала последней в жизни художника, ушедшего в инобытийную трансмиграцию на пике своей творческой зрелости.