Литография Ленинграда. Художники экспериментальной графической мастерской

17 октября 2022
О.А. Черепенина
Катюша. 1941
  Катюша. 1941
  Л.Я. Тимошенко
 
 
 

Многие исследователи искусства советского периода называют 1930-е годы «золотым веком» в истории отечественной литографии. Несомненно, большая заслуга в развитии в это время оригинальной станковой литографии принадлежит созданной в 1933 году по инициативе художника и искусствоведа В.В. Воинова экспериментальной графической мастерской Ленинградского отделения Союза советских художников. Мастерская в отдельные периоды носила разные названия. Просуществовала она до 1996 года. В ней работали многие известные художники, чьи творческие поиски не только изменили представление о возможностях техники литографии, но повысили уровень отечественной печатной графики в целом. Выставка из собрания Новосибирского художественного музея, открывшаяся в сентябре 2022 года, представила ряд произведений ленинградских художников, участвовавших в деятельности легендарной экспериментальной мастерской в 1930 – 1960-е годы, период ее становления и расцвета.

Первоначально в этой творческой лаборатории объединились офортная и литографская мастерские, позже литографы постепенно заняли главное место.  Ведущими художниками и учителями для молодых коллег были Г.С. Верейский и Н.А. Тырса. Верейский развивал в гравюре традиции реалистического рисунка. Тырса неустанно разрабатывал новые приемы живописного решения литографии. Свой опыт работы с цветом внесли в литографию Н.Ф. Лапшин, В.В. Пакулин, Ю.А. Васнецов, А.С. Ведерников, Б.Н. Ермолаев и другие художники. Активная роль живописцев стала одной из особенностей ленинградской литографской школы. На первой выставке в Московском клубе писателей в 1939 году, продемонстрировавшей успехи мастерской, преобладали цветные автолитографии. Основная цель – создание высокохудожественного многотиражного станкового эстампа, выполненного в технике литографии, – была достигнута.

В экспозиции нашей выставки самые ранние работы – созданные в 1940 – 1941 годах «Армянка (Колхозница)» и «Букет желтых цветов» М.А. Асламазян (1907–2006), а также широко растиражированная жизнеутверждающая литография «Катюша» Л.Я. Тимошенко (1903–1976). 

В детском саду. 1942
  В детском саду. 1942
  А.Ф. Пахомов
 
 
 
Горьковская ГЭС. 14-ый шлюз. 1956
  Горьковская ГЭС. 14-ый шлюз. 1956
  А.С. Ведерников
 
 
 

Во время Великой Отечественной войны на базе мастерской действовал коллектив «Боевой карандаш», издававший в технике цветной литографии агитационные плакаты. Из созданных и выпущенных мастерской в блокадном городе станковых большеформатных литографий наиболее известна серия А.Ф. Пахомова (1900–1973) «Ленинград в дни войны и блокады». Новосибирскому художественному музею принадлежат три листа: «В очаге поражения», «В детском саду», «Сенокос в партизанском крае». Документальная точность деталей, лаконичность композиции, простота и эмоциональная сдержанность в передаче драматизма происходящего подчеркивают мужество, силу воли ленинградцев.

Наиболее ярко представлены в собрании музея и на выставке произведения художников экспериментальной мастерской двух послевоенных десятилетий. Высокий уровень рисунка, основанного на реалистической системе видения, классическая ясность образов сохраняются в литографиях Г.С. Верейского (1886–1962) «На озере» и «Портрет скульптора Коненкова». Следование натурным впечатлениям, их достоверное воспроизведение свойственно также черно-белым листам «Линейка на целине» В.И. Курдова (1905–1989) и «Весна» А.Ф. Пахомова.

Однако изумительный расцвет ленинградской литографии в конце 1950-х – 1960-х годах прежде всего связан с именами художников мастерской, которые нашли новые средства острой выразительности в духе современных художественных веяний. В коллекции музея и на выставке представлены произведения трех блестящих, обладающих своим неповторимым стилем мастеров: А.Л. Каплана (1902–1980), А.С. Ведерникова (1898–1975), Б.Н. Ермолаева (1903–1982).

Натюрморт с мандолиной. 1961
  Натюрморт с мандолиной. 1961
  А.С. Ведерников
 
 
 
По воду. 1962
  По воду. 1962
  Б.Н. Ермолаев
 
 
 

Настоящий живописец, Ведерников много эскспериментировал с цветовым решением литографий, бесконечно накладывая один цвет на другой, мечтая «из четырех красок сделать двадцать четыре». Изысканный сдержанный колорит присутствует в его лирико-созерцательных пейзажах с изображением волжских просторов и набережной Невы («Горьковское море», 1957; «Горьковская ГЭС. 14-ый шлюз», 1956; «Пароход на Волге», 1956; «Набережная», 1960). Напротив, цвет достигает высокой насыщенности в декоративных плоскостных, построенных на изменчивом ритме пятен и линий, натюрмортах («Ромашки на красном фоне», 1961; «Натюрморт с бананами», 1961; «Натюрморт с мандолиной», 1961).

Листы Ермолаева из его знаменитого деревенского цикла («Пастбище», 1961; «По воду», 1962) ярко демонстрируют особенности его синтетического метода. Художник, отказываясь от конкретности, объема, переходов тона, отдает предпочтение крупным пятнам чистого локального цвета, ограниченным четкими контурами, выстраивая из обобщенных фигур лаконичную композицию, подобную некой изобразительной формуле.

Иней. 1953
  Иней. 1953
  А.Л. Каплан
 
 
 

Творчество Каплана представлено в экспозиции пейзажами Ленинграда («Лебяжья канавка», 1948; «Иней», 1953) и иллюстрациями к книге Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» 1957 – 1961 годов. Возникающая в его литографиях благодаря их уникальному живописно-пластическому решению лирическая атмосфера просто завораживает зрителя. Зернистая фактура листов создает зыбкую, мерцающую среду; из этой дымки всплывают, как в чудесном сне, предметы, лица и фигуры людей, чтобы снова растворится в ней.

В музейном фонде графики хранятся произведения и других известных художников: К.И. Рудакова, Е.К. Эвенбах, А.В. Каплуна, М.Н. Скуляри, также работавших в разное время в экспериментальной мастерской.   

Необычайное воодушевление, обычно царившее в тесном, захламленном подвале мастерской, побудило ленинградского искусствоведа и поэта Льва Мочалова назвать это содружество талантливых единомышленников «островом блаженных». Увлеченный поиск новых средств и технических приемов для воплощения художественного замысла в сочетании с присущей ленинградской школе высокой культурой рисунка, цвета привели к блистательным результатам, позволившим считать творчество художников студии одним из ярких явлений отечественного искусства.