Образ обезьяны в китайской
традиционной живописи

13 апреля 2023
К.И. Дедюхина
Шестнадцать архатов на шестнадцати свитках
  Гуаньсю
  Шестнадцать архатов на
шестнадцати свитках
  Кодай-дзи. Киото. Япония
 
 
 

Образ обезьяны часто встречается в мировом изобразительном искусстве на протяжении многих веков. Однако он имеет различную коннотацию в западной и восточной культурах. В западном восприятии обезьяна символизирует темную сторону человеческой натуры – зло, похоть, бесконтрольность эмоций и порывов. На Востоке же она предстает как особо почитаемое создание, наделенное незаурядным умом и необыкновенной физической силой.

 В китайской культуре образ обезьяны уходит своими корнями далеко в историю страны. В древнем царстве Чу (конец II – конец I тыс. до н.э.) почитались гиббоны, в том числе белые. Нидерландский синолог и дипломат Роберт ван Гулик, автор фундаментального труда «Гиббон в Китае», пишет об основанных на даосизме элементах мистицизма и колдовства, которые отличали культуру этого общества и порождали представление о гиббонах как о существах, обладающих огромной космической силой ци [4, р. 23]. Более того, считалось, что гиббоны имеют способность перевоплощаться в человека и продлевать себе жизнь на несколько сотен лет. Существуют свидетельства того, что в начале второго тысячелетия до нашей эры ареалом этих животных была большая часть Китая. Сегодня же только в некоторых, преимущественно южных, районах страны встречаются их небольшие реликтовые популяции.

В китайском языке для обозначения обезьян используются два иероглифа: хоу 猴и юань 猿. Первый означает небольшую юркую обезьянку с хвостом, а второй – крупных человекообразных высокоорганизованных приматов [2, с. 210]. Собственно, в традиционной китайской живописи довольно часто изображают обезьян именно второго типа.

Китайские художники, творившие в жанре хуа-няо («цветы и птицы»), наблюдали природу и совершенствовали свое мастерство, создавая целые альбомы зарисовок. Все пейзажисты, все, кто писал растения, животных, птиц, рыб, насекомых, подолгу изучали натуру. Однако стремление передать в живописи сходство с природой не выражалось в непосредственном копировании ее форм. Принцип жу шэн («как в жизни») подразумевал совсем не ту реалистичность, которая существовала в западном понимании. Китайские художники писали саму жизнь – человека, птицы, камня, пытаясь уловить их дух и истинную сущность. Полное же сходство изображаемого объекта с видимой реальностью считалось чем-то вульгарным, чуждым китайскому вкусу. По этой причине изображения обезьян в традиционном китайском искусстве не всегда соответствуют их действительному облику и повадкам.

Два гиббона на дубе
  И Юаньцзи
  Два гиббона на дубе
  Частная коллекция
 
 
 

Самое раннее из известных произведений, в котором присутствует обезьяна, принадлежит монаху Гуаньсю (832 – 912). Оно изображает архата (кит. лохань), которому обезьяна предлагает персики. В буддизме архаты, наряду с бодхисаттвами, почитаются как последователи веры, от­казывающиеся от на­мере­ния дос­тичь соб­ст­вен­но­го окон­чательного духовного ос­во­бо­ж­де­ния ра­ди блага других су­ществ. Обезьяна ассоциируется с постижением мудрости долголетия, а персик – с выносливостью, долгой жизнью и бессмертием, поскольку персиковые деревья начинают цвести самой ранней весной. Более того, персики фигурируют и в мифах древнего Китая: богиня Сиван-му, владычица Запада, предстает хозяйкой своеобразного рая бессмертных на горе Куньлунь, где растут персики бессмертия [1, с. 568–570]. Считается, что она подает эти плоды каждому, кого считает достойным этого. Обезьяны и персики, изображенные вместе, традиционно символизируют долголетие.

Династия Сун (960 – 1279) стала временем расцвета «живописи обезьян». Художник эпохи Северная Сун И Юаньцзи (1000 – 1064), работавший во второй половине XI века, прославился своим мастерством в изображении диких животных, в том числе и гиббонов. Он был настолько искусен в своем деле, что император Ин-цзун поручил ему создать композицию «ста обезьян» (百猿图 бай юань ту) на стенах одного из залов императорского дворца, но живописец умер, не успев завершить этот труд. По свидетельству современников, И Юаньцзи мог месяцами блуждать в горах, расположенных на границе нынешних провинций Хубэй и Хунань, наблюдая за оленями и гиббонами. По замечанию Роберта ван Гулика, обезьяны в произведениях И Юаньцзи очень натуралистичны.

В период с XIII по первую четверть XIV столетия (с эпохи Южная Сун до эпохи Юань) обезьяны нередко привлекают внимание китайских живописцев. К этому времени относятся около 56 известных сейчас произведений с изображениями гиббонов, чуть менее половины которых приписываются авторству Му Ци (около 1210 – 1325) [3, р. 7]. Этот художник обычно не выходил за рамки основных жанров традиционной живописи, таких как жэнь-у («живопись фигур»), шань-шуй («горы и воды») или хуа-няо («цветы и птицы»), однако его творчество отличалось тематическим разнообразием. Одно из самых знаменитых произведений китайского искусства, изображающих обезьян, – это «Обезьяна с детенышем» Му Ци. Оно входит в триптих «Гуань-инь, обезьяна и журавль» (观音猿鹤图Гуань-инь юань хэ ту), который считается лучшим творением Му Ци в жанре жэнь-у, традиционно объединяющем анималистические мотивы и религиозные темы. Изображение обезьяны, примостившейся на ветви с детенышем в руках, отличается здесь условностью, что не противоречит точности в передаче натуры. Ее фигура, на первый взгляд, производит впечатление бесформенного пятна, но при внимательном рассматривании начинают проступать детали – мордочка взрослого животного с пронзительными, не по-звериному умными глазами, будто смотрящими прямо на зрителя.

Гуань-инь, обезьяна и журавль. Триптих
  Му Ци
  Гуань-инь, обезьяна и журавль. Триптих
  Дайтоку-дзи. Киото. Япония
 
 
 

С времен династии Юань (1271 – 1368) гиббоны оставались постоянными, хоть и нечастыми персонажами китайской живописи вплоть до XX столетия. Как упоминалось ранее, среда их обитания в Китае постепенно сокращалась. Можно предположить, что художники все реже и реже имели возможность наблюдать за обезьянами в дикой природе. В их произведениях можно видеть неточности в передаче пропорций тел животных и их движений, что отличает более поздние работы от созданных в эпоху династии Сун.

В ХХ веке популярность этой темы в китайском искусстве заметно возрастает. Известны данные о 481 произведении с изображениями обезьян, которые исполнены в период с 1975 по 1999 год [3, р. 12]. Среди их авторов выделяются Тянь Шигуан (1916 – 1999), кисти которого принадлежат 65 работ с «обезьяньими» мотивами, и Лю Ваньминь (род. 1968), развивающий такие сюжеты в своем творчестве по сей день.

Ци Байши (1863 – 1957) был одним из первых художников, изображавших гиббонов в «мультипликационном» стиле, с гиперболизированными чертами. Этот стиль по-своему разрабатывали и другие авторы, например, Чжан Ции (1915 – 1968) или Лю Ваньминь, в то время как иные живописцы, такие как Чжан Дацянь (1899 – 1983) или Чэнь Вэньси (1906 – 1992) придерживались более натуралистичной манеры. Возможность наблюдать за обезьянами в зоопарках или заповедниках значительно облегчала им эту задачу [3, р. 13].

Гиббоны достают луну из воды
  Чэнь Вэньси
  Гиббоны достают луну из воды
  Музейная коллекция Национального университета Сингапура
 
 
 
Шестнадцать архатов на шестнадцати свитках
  Тянь Шигуан
  Белый гиббон с осенними листьями
  Местонахождение неизвестно
 
 
 

В традиционной китайской живописи с присущей ей монохромностью преимущественно изображались гиббоны с темной шерстью, довольно редко – в различных оттенках коричневого, охристого, оранжевого или серого цвета. В произведениях, относящихся к ХХ веку, чаще можно увидеть белых гиббонов, а некоторые художники, подобные Тянь Шигуану, специализировались на их изображении. Для современного китайского искусства характерен яркий колорит, и примерно с 1930-х годов в «живописи обезьян» превалирующим стал красный цвет, что совсем не свойственно более ранним ее образцам. Получивший распространение мотив белого гиббона на дереве с красной листвой напоминает о символике белого цвета в китайской культуре, ассоциирующегося с осенью и увяданием.

«Обезьянья культура» (猴文化хоу вэньхуа), развивавшаяся в Китае с древности до наших дней и связанная с целой системой религиозных обрядов и ритуалов, обретает сейчас все большую популярность не только в этой стране, но и за ее пределами. Образ обезьяны в китайской живописи и литературе настолько значим, что он был воспринят искусством Японии и Кореи, хотя их территории никогда не были естественной средой обитания этих животных. Это обстоятельство служит одним из свидетельств донорского характера китайской культуры для ближайших стран-соседей. В ряде стран Юго-Восточной Азии обезьяна и вовсе считается священным животным, поэтому совершенно ожидаемо, что культ Царя обезьян, популярного литературного персонажа в Китае, прижился и в этом регионе.

Литература:


1 Духовная культура Китая : Энциклопедия. М. : Восточная литература. 2006–2010. Том 2. Мифология. Религия / Под ред. М. Л. Титаренко и др. 2007. 869 с.
2 Сторожук А. Г. Образ обезьяны в литературе и культуре традиционного Китая // Россия и Китай: история и культура : сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции. Казань, 2015. С. 210–214.
3 Geissmann T. Gibbon paintings in China, Japan, and Korea: Historical distribution, production rate and context. Gibbon Journal. No. 4. 2008. Р. 1–36.
4 Gulik R. H. van. The gibbon in China: An essay in Chinese animal lore. Leiden, Holland : Brill, 1967. 130 p.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


2 URL: https://www.artnet.com/artists/yi-yuanji/ (дата обращения: 20.03.2023).
5 URL: https://www.zhuokearts.com/ (дата обращения: 20.03.2023).