Цитра цинь: история развития

27 апреля 2024
А.В. Боенко
Цинь
  Гуцинь (букв. «древний цинь»)
 
 
 

Цитра цинь – общее название ряда струнных щипковых музыкальных инструментов, распространенных в Китае [1, с. 142].

Несомненно, цитра цинь стала частью китайской культуры уже во времена Чжоуской эпохи (XI–III вв. до н. э.). Эта эпоха была отмечена мощным подъемом всех областей духовной жизни, в том числе и музыки. Было учреждено Музыкальное ведомство («Музыкальная палата» Юэфу), установлены правила проведения ритуальных и банкетных церемоний, регламентирован состав исполнителей в зависимости от того, в чью честь проводилась церемония. Этот период также характеризуется увеличением музыкального инструментария, а именно появлением струнных щипковых инструментов – таких как цинь [3, с. 96].

Переходя непосредственно к истории этого инструмента, стоит начать с того, что в древние времена на нем часто играли ученые для «воспитания и назидания». В древнейшем китайском памятнике «Книга ритуалов» (кит. 禮記 Ли цзи) содержится упоминание о том, что в период Весен и Осеней (VIII–V вв. до н. э.) у каждого ученого был свой инструмент, а в тексте «Сюнь-цзы» (кит. 荀子, III в. до н. э.) говорится о том, что игра на цитре позволяла музыканту доставить удовольствие своему сердцу. Го Маоцянь (кит. 郭茂倩, 1041–1099) в своем труде «Поэзия Музыкальной палаты» (кит. 樂府詩集 Юэфу ши цзи), включающем практически все сохранившиеся музыкальные произведения от династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) до династии Тан (618–907), определяет цинь как средство, с помощью которого совершенствовалось тело и становилось рациональным духовное существо. Таким образом, можно говорить о том, что цинь считался чрезвычайно полезным для поддержания не только физического здоровья, но и морального благополучия [4, р. 4–5].

	Низкий стол для игры на цитре цинь
  Низкий стол для игры на цитре цинь
 
 
 

Начиная с периода Весен и Осеней и до династии Хань в письменных источниках встречаются термины «хвалебный цинь» (кит. 颂琴 сунцинь) и «изящный цинь» (кит. 雅琴 яцинь). Причем, популярность «изящного циня» была выше, для него было написано особенно много музыкальных произведений. К сожалению, все книги, содержавшие эти сочинения, утеряны [4, р. 8].

Известно, что уже в первые годы правления династии Западная Хань (206 до н. э. – 9 н. э.) практика перебирания пальцами при игре на цитре цинь была достаточно сложной. Согласно «Трактату Учителя из Хуайнани» (кит. 淮南子Хуайнань-цзы) Лю Аня (кит. 劉安, ок. 179–122 до н. э.), в тот момент существовали такие техники игры на пятиструнной цитре как бяо (постукивание) и фу (надавливание и поглаживание).  Музыканту было важно достичь гармоничного звука, поскольку слишком воинственное или звонкое звучание считалось несбалансированным и неприемлемым. Но и сама красота звучания не являлась целью игры, ее движущей силой было воспитание прямоты и силы духа [4, р. 6–7].

Игра на цитре цинь выглядела следующим образом: музыкант сидел на циновке на полу, а сам инструмент размещался на низком лакированном столике. На нем часто изображались сцены музицирования и танца, и создавалось впечатление, что исполнитель наблюдает за танцующими и аккомпанирует им [4, р. 8]. В наши дни получают распространение столы стандартной высоты, позволяющие музыканту комфортно располагаться около инструмента.

В этот период цинь считался «объединителем всей музыки», квинтэссенцией утонченности и воплощением моральных ценностей времени. Таким образом, сама музыка, «управляемая» благородной цитрой, становилась носителем добродетельности и нравственности [4, р. 8].

Хуэйцзун
  Слушая цинь
  Хуэйцзун
 
 
 

В период Восточной Хань (25–220) цинь стал инструментом для управления человеческим сердцем, и поэтому многие видели прямую связь между ним и конфуцианством. Китайский поэт Ли Юй (кит. 李煜, 937–978), мастер лирических стихотворений малой формы, впоследствии трактовал это как способность цитры цинь своим звучанием очищать душу и исправлять негативные качества человека, а также контролировать циркуляцию энергии ци. Считалось, что дыхание играющего на цитре цинь должно синхронизироваться с инструментом. Если же во время игры у человека возникали посторонние мысли, то и звучание становилось беспорядочным. Точно так же без правильного одеяния, строгой осанки и ровного сердцебиения было невозможно доиграть произведение до конца. Таким образом, прослеживалась прямая связь между инструментом и музыкантом, между музыкой цитры и праведностью, добродетельностью [4, р. 18].   

К периоду Восточная Хань также относят и первый специальный трактат «Сборник музыки для цитры цинь» из 47 пьес, написанный Цзай Яном (133–192). Некоторые из этих пьес были популярны и в последующие эпохи [2, с. 253].

В эпоху же Южных и Северных династий (420–589) Цю Мином (494–590) была создана пьеса «Одинокая царица-орхидея» (Юланьпу), которая сейчас считается наиболее ранним из дошедших до нас произведением для цитры [2, с. 253].

Начиная с династий Тан (618–907) и Сун (960–1279) техника игры на цитре цинь становилась все более изощренной, постепенно совершенствовалась художественная теория, связанная с различными способами звукоизвлечения. Большая вариативность звучания в зависимости от выбранной техники игры и мастерства музыканта – уникальное свойство цитры, которое позволило сохранять статусное положение инструмента на протяжении всей его истории [5, с. 181].

На эти же эпохи пришлось создание ряда живописных произведений и свитков, посвященных игре на цитре цинь. На них часто изображались музыкант и слушатель, что позволяет говорить о наступлении качественно нового этапа развития философии цитры – формирования культуры слушания, обучения этому искусству, а также стремления исполнителей встретить тех, кто истинно понимает музыку цитры, а не довольствуется лишь внешним звучанием. Примером этому служит работа «Слушая цинь» императора Хуэйцзуна (кит. 徽宗, 1082–1135), опытного музыканта, каллиграфа и мастера чайной церемонии.

Особого расцвета культура цитры цинь достигает в эпоху Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644). Именно тогда китайцы приходят к мысли об исторической необходимости возрождения древних традиций. В общественном сознании усиливается интерес к прошлому, и свидетельством тому служат реставрация и издание музыкального наследия Древнего и Средневекового Китая. Так были восстановлены многие древние образцы музыки, в том числе музыки для цитры [2, с. 321].

В настоящее время в коллекциях музеев по всему миру хранятся сотни инструментов, от династии Тан до современных, некоторые из них и сейчас могут быть использованы для выступлений. Такая высокая степень их сохранности объясняется сложностью традиционного процесса производства, толщиной стенок цитры и защитой лаковой покрышки, благодаря чему срок службы инструмента достигает тысячи лет. Большинство цитр имеют длину 120 см и ширину 15–20 см. Стили, в которых они изготовлены (наиболее распространенными можно назвать Фуси, Шэньнун, Могущественный феникс), различаются, в основном, рисунками на корпусе инструмента.  Каждый из них имеет свою символику, например, стили Фуси и Шэньнун названы в честь мифологических персонажей и служат для увековечивания памяти мудрецов [5, с. 181].

Цитра «Луна в ветвях сливы» стиля «Могущественный феникс». X–XIII века
  Цитра «Луна в ветвях сливы» стиля «Могущественный феникс». X–XIII века
  Мастер Ван Шисянь
 
 
 

Богатый идеологический и гуманистический подтекст традиционного музыкального исполнительского искусства, особенно культура воспитания добродетели с помощью цитры цинь, имеет большое просветительское значение. На сегодняшний день в стандарте учебной программы по музыке, разработанном Министерством образования Китайской Народной Республики, прямо говорится о необходимости продвигать национальную музыку и поддерживать разнообразие музыкальной культуры, добавив в учебную программу изучение игры на цитре цинь. Благодаря этому учащиеся смогут развивать свои эстетические представления, а занятия помогут им культивировать тело и дух [5, с. 182–183].

Говоря об истории инструмента, необходимо упомянуть ряд известных пьес для него, дошедших до наших дней. Они относятся к предклассическому периоду развития музыки (220–618).

«Бегство из Гуанлиня» (Гуанлин сань). Легенда, которая стала основой этой музыки, хорошо известна благодаря музыканту и поэту Цай Юну (кит. 蔡邕, 132–192). Она повествует о том, как в IV в. до н. э. один из императоров был убит юношей, чей отец был несправедливо приговорен к смерти за то, что в срок не сумел изготовить меч для правителя. В древности эта легенда была популярна, даже найдены рисунки на камнях с изображением ее сюжета. Автор пьесы неизвестен, однако она была восстановлена и издана в 1958 году Центральным исследовательским институтом национальной музыки [2, с. 322].

«18 долей свистульки из травинки» (Хуцзя шиба пай). Пьеса была сочинена образованной женщиной по имени Цай Янь (кит. 蔡琰, также известна как Цай Вэньцзи, кит. 蔡文姬, 177–249), дочерью Цай Юна. В 196 году она попала в плен к кочевому племени гуннов и стала женой их предводителя и матерью двух сыновей. Освободиться из плена Цай Янь смогла лишь спустя 12 лет. Музыка передает ее тоску по родному краю. Произведение названо «Хуцзя шиба пай», потому что в нем имитируется звучание духового инструмента гуннов (кит. 鬍笳 хуцзя). Сочинение отредактировано китайским исследовательским институтом искусствознания и издано в Пекине в 1962 году [2, с. 322].

«Безумство хмельного» (Цзюкуан). Пьеса была написана известным философом и музыкантом Жуань Цзи (кит. 阮籍,210–263), который полагал, что музыка должна служить целям и задачам правящей власти. В свете этого «совершенной» он считал только музыку древнюю, тогда как современную – разлагающей нравы народа. Однако суждения Жуань Цзи как ученого часто расходились с его практическими действиями. Он часто протестовал против несправедливости и жесткости диктаторов, но будучи не в силах изменить что-либо, прибегал к крепким напиткам, чтобы избавиться от гнетущих мыслей. Так, в пьесе «Цзюкуан» он изображает буйство пьяного, восстающего против современного ему мироустройства. Современная нотация пьесы, с нотным станом в пять линий, была осуществлена в 1960 году на основании дошедшей до нашего времени буквенно-иероглифической записи 1425 года [2, с. 323].

«Туча над местностью Шаошан» (Шаошан шуйюн). Музыка была создана искусным мастером игры на цине Го Миэном (ок. 1190–1260). В годы нашествия монголов на земли Китая Го Миен покинул родные края и переселился на юг страны. Его произведения проникнуты духом протеста против иноземных захватчиков и тоской по родине, однако в последние годы жизни он примирился с политикой юаньской империи, и интонации его сочинений изменились.  Музыка «Тучи над местностью Шаошан» воспроизводит картину природы – бушующие ветры и громовые молнии над одной из гор в провинции Хунань [2, с. 323–324].

Цитры гучжэн производства Шанхайской национальной фабрики музыкальных инструментов №1, представленные на выставке NAMM Show. Анахайм, Калифорния. 2020
  Цитры гучжэн производства Шанхайской национальной фабрики музыкальных инструментов №1, представленные на выставке NAMM Show. Анахайм, Калифорния. 2020
 
 
 

Цитра цинь, являясь эталонным музыкальным инструментом, неизбежно стала прообразом ряда музыкальных инструментов, например, цитры чжэн. Предание гласит, что инструмент был изготовлен в начале правления династии Цинь мастером Мэн Чжэном, поэтому в летописях он иногда называется «цитрой чжэн наподобие цинь» (циньчжэн). Чжэн, как и цинь, представляет собой деревянный корпус длиной 120 см и шириной 30 см, на верхней деке которого находятся, как у корейского инструмента каягым и японского кото, подвижные подставки. Звуки извлекаются пальцами правой руки, в то время как левая рука нажимает на струну за подставкой для изменения высоты и вибрации звука. Раньше чжэн использовался преимущественно как оркестровый, но в настоящее время применяется и как сольный инструмент. Возможны различные приемы орнаментики и другие необычные способы исполнения [2, с. 254].

Являясь одним из ключевых элементов культуры, цитра цинь оказала влияние не только на Китай, его искусство, историю, образование и даже медицину, но и на другие страны Восточной Азии. Так, получили развитие корейские каягым и комунго, японский кото, монгольский ятх, в основе которых лежат особенности китайской цитры. Распространение инструмента в странах Восточной Азии послужило совершенствованию музыки, поэзии, каллиграфии и живописи. В настоящее время культурному значению цитры цинь, национального музыкального инструмента Китая, уделяется должное внимание со стороны Министерства образования КНР, а также предпринимаются необходимые меры для его популяризации за пределами страны.

Литература:


1 Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, 1982. Т. 6. 1008 с.
2 У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) : Учебное пособие. СПб. : Планета музыки : Лань, 2011. 544 с.
3 У Ген-Ир. Сравнительная характеристика музыки Востока и Запада // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. С. 95–105.
4 Rao Zongyi. Collected Works of Jao Tsung-i : Xuantang Anthology. Harmoniousness : Essays in Chinese Musicology. Brill, 2022. 457 p.
5 Ли Жунь. «И цинь цзайдэ» – гуцинь ишудэ даодэ нэйхань таньтао [李润, «以琴载德» – 古琴艺术的道德内涵探讨]. «Воспитание добродетели» – изучение нравственного смысла искусства игры на древней цитре цинь. Тяньцзинь : Цзяосюэ фанфа чуансинь юй шицзянь, 2021. С. 180–183.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/503523 (дата обращения: 01.02.2024).
2 URL: http://www.long-feng.ru/?page_id=16249 (дата обращения: 01.02.2024).
3 URL: http://smtp.uchiyaziki.ru/china-ZhaoJi/6.htm (дата обращения: 25.02.2024).
4 URL: http://www.long-feng.ru/?page_id=62 (дата обращения: 01.02.2024).
5 URL: https://academic-accelerator.com/encyclopedia/guzheng (дата обращения: 01.02.2024).