Нисики-э симбун – особый жанр
японской прессы эпохи Мэйдзи

30 апреля 2024
А.Д. Черняк
Каварабан, изображающий один из четырех кораблей коммодора Перри. 1853
  Каварабан, изображающий один из четырех кораблей коммодора Перри. 1853
 
 
 

После «открытия» Японии европейцами в 1854 году в стране постепенно наступало время бурных перемен. Император Муцухито взял курс на модернизацию государства, и в 1868 году, под лозунгом «цивилизация и просвещение» 文明開化 (яп. бунмэй кайка), началась эпоха Мэйдзи, продлившаяся до 1912 года. Японское правительство, оказавшееся после длительной самоизоляции в эпицентре мировых событий, стало осознавать необходимость использования новых инструментов идеологической пропаганды среди населения. Одним из таких инструментов стали газеты 新聞 (яп. симбун).

В предшествующую эпоху правления клана Токугава (период Эдо, 1603–1868) классических (в западном понимании) средств массовой информации в Японии не существовало. Новости распространялись, в основном, через уличные баллады ракуго и листовки каварабан, в которых печатались истории о землетрясениях, ограблениях, убийствах. Такие листовки, представлявшие собой изображения, сопровождаемые текстами-пояснениями, не имели регулярного формата выпуска. Они изготавливались быстро, качество печати, как правило, было низким, поэтому каварабан больше ценятся как исторический источник, нежели из-за художественных достоинств. Для их создания издатели привлекали писателей (иногда известных литературных деятелей) и художников, а результаты их работы передавались резчику. Каварабан обычно были черно-белыми, за исключением некоторых цветных выпусков, например, после землетрясения периода Ансэй в 1854 году.

Первые газеты в Японии были предназначены для иностранной аудитории и выходили на английском языке. Позже появились издания и на японском языке, но по сути они являлись переводом иностранных газет. Первой собственно японской газетой стала «Тюгай симбун», выпущенная в 1868 году под редакцией Янагавы Сюнсая.

Первый выпуск нисики-э симбун. 1874
  Первый выпуск нисики-э симбун. 1874
  Отиай Ёсиику
Автор текста неизвестен
 
 
 
  Призрак брата, погибшего в бою. 1874
  Отиай Ёсиику
Автор текста Тэнтэндо Ариндо
 
 
 

Мощным толчком к становлению современной периодики стала война Босин (1868–1869) – противостояние между сторонниками сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Обе стороны конфликта использовали газеты как средство политической агитации. Отсутствие сильного правительства позволило свободно, без цензуры, публиковать новости о происходящих событиях. Так, в первую половину 1868 года начали печататься около 14 изданий. В это время газеты и приобретают социальную ценность как инструмент, способствующий претворению в жизнь лозунга новой эпохи – достижения «цивилизации и просвещения». Они должны были содействовать «продвижению знаний» и созданию «богатого государства и сильной армии» [1, р. 869]. Газеты печатались с использованием иероглифической письменности, поэтому читательская аудитория ограничивалась несколькими тысячами образованных людей. Для малообразованной публики, способной читать только слоговую азбуку кану, газеты были недоступны.

В 1872 году начала выходить первая токийская ежедневная газета «Токё нити нити симбун» тиражом около 1000 экземпляров, которая оказалась настолько популярной, что уже через полгода ее тираж увеличился в пять раз. На это обратил внимание один из издателей цветной гравюры нисики-э, Гусокуя Кахэи. Он решил создать новый вид печатной продукции, которая совмещала бы новости из газет и иллюстрации нисики-э. Гравюры нисики-э, украшавшие до этого витрины книжных магазинов, были привычным средством передачи информации для простых людей. Новый вид изданий назвали нисики-э симбун 錦絵新聞 (букв. «газета с иллюстрациями нисики-э»). В июле 1874 года, при сотрудничестве мастера гравюр укиё-э Отиай Ёсиику и издателя Гусокуя, были выпущены первые газеты нисики-э симбун, основанные на новостях «Токё нити нити симбун». Они оказались коммерчески успешным предприятием, что способствовало появлению подобных изданий в Токио, Осаке и Киото. Тексты газетных статей, по задумке, должны были перерабатываться писателями так, чтобы их было легко читать и воспринимать на слух, поэтому они стали печататься с использованием фонетического алфавита фуриганы. В отличие от обычных газет, новости из которых использовались для сюжетов, в данном случае авторы придерживались кратких и простых формулировок, тексты оживлялись каламбурами и были написаны в ритмичном стиле. Кроме того, создание газет нисики-э фактически спасло художников, резчиков, печатников гравюр на дереве – тех, чья отрасль была на грани вымирания.

В период Эдо гравюры укиё-э строго регулировались со стороны государства. Цензура сосредотачивалась, в основном, на трех направлениях: критика сёгуната, развращение общественной морали и демонстрация чрезмерной роскоши. Кроме того, было запрещено делать темой для изображений сёгунат Токугава, а также события, связанные с ним. На прошедшие проверку изображения ставилась цензорская печать. Цензура была отменена в 1875 году. Теперь вместо цензорской печати требовалось указывать имена и адреса мастеров и издателей. В отличие от сёгуната правительство Мэйдзи поощряло печатание газет как позитивный, «просветительский» институт. В результате одно только слово «симбун» (букв. «газета») придавало нисики-э симбун такую степень актуальности и правдивости, которую нельзя было представить ранее.

Полицейский рейд в борделе. 1875
  Полицейский рейд в борделе. 1875
  Цукиока Ёситоси
Автор текста неизвестен
 
 
 
Самураи сёгитай. 1874
  Самураи сёгитай. 1874
  Отиай Ёсиику
Автор текста Такабатакэ Рансэн
 
 
 

Постепенно сюжеты нисики-э симбун стали все больше спекулировать на темах жестокости и непристойности, что не совсем соответствовало официальной риторике режима Мэйдзи. На иллюстрациях появляются актеры, гейши, борцы сумо и другие популярные персонажи гравюр нисики-э, но в основном, герои газет нисики-э­ – простые люди: торговцы, ремесленники, рикши, рыбаки, фермеры. Жанровой особенностью нисики-э симбун являлись сюжеты, связанные с мистикой, насилием, скандалами и сплетнями, например, призрак мужчины, погибшего в войне Босин, полицейский рейд в борделе, а также впечатляющие пожары, нападения бешеных собак, преступления, чудесные выздоровления. Особенно популярны были докуфу – истории о женщинах, получивших известность благодаря преступлениям, начиная от мошенничества и вымогательства и заканчивая убийствами. Эти рассказы увеличивали читательскую аудиторию и тиражи. Выпуски, освещавшие значимые социальные и политические события, встречались реже. Газеты нисики-э представляли собой синтез двух противоположных культурных реалий: жестокого, сатирического мира гравюры эпохи Эдо и сдержанного, формализованного мира западной прессы [3, р. 48].

Визуально нисики-э симбун представляли собой листовку с новостным сюжетом и иллюстрацией. Иллюстрация помещалась ниже текста, заключенного в рамку, либо являлась фоном для него. Вверху листа располагались название издания и номер выпуска. После открытия страны в Японию начали завозить и новые красители, использование которых оказывало влияние на вид изображений. Нисики-э эпохи Мэйдзи привлекают внимание использованием ярких цветов, особенно красного, фиолетового и синего, не свойственных предыдущему периоду, которому была присуща мягкая палитра. Причем, кричащий красный, который нельзя было бы назвать подходящим для гравюр, внезапно стал доминирующим цветом и символом наступления новой эпохи «просвещения» [2]. Кроме того, стилистической особенностью газет нисики-э были красная или фиолетовая рамка, окаймляющая текст и иллюстрацию, и изображение херувимов, как бы поддерживающих заголовок. И яркие краски, и фигурки ангелочков выступали символом новой эпохи «просвещения» и открытости западному миру. Таким образом, насыщенный колорит, щекотливые темы и захватывающие сюжеты, а также изображение людей в полный рост, подобно героям пьес на сцене, привлекали внимание публики.

До наших дней сохранилось около 800 газет нисики-э, большинство из которых издавались в Токио и Осаке. На пике развития жанра существовало около 40 газет с регулярными выпусками. Газеты нисики-э в Токио и Осаке различались по нескольким параметрам. В Токио использовался формат листа 257×364 мм, а в Осаке в два раза меньше. Цена составляла от 1 сэн 6 рин до 2 сэн в Токио и 6 сэн в Осаке. Самым главным отличием является указание заголовков и номеров выпусков: в Токио обычно приводилось название и номер выпуска газеты, из которой был взят сюжет, в то время как в Осаке большинство нисики-э симбун имели собственные названия и нумерацию.

Пожар в Сукиятё. 1876
  Пожар в Сукиятё. 1876
  Цукиока Ёситоси
Автор текста неизвестен
 
 
 

Кроме того, говоря о нисики-э симбун, которые вызывали интерес у широкой публики, нельзя не упомянуть художников, выполнявших иллюстрации. Отиай Ёсиику из «Токё нити нити симбун» и Цукиока Ёситоси, делавший гравюры для «Юбин хоти синбун», были учениками Утагавы Куниёси. Они известны как последние представители поколения ксилографов укиё-э. Особенно плодотворными для художников оказались исторический жанр рэкиси-э 歴史絵 и жанр мудзан-э 無残絵, изображавший жестокие сцены. Одним из самых ранних и наиболее известных является совместный сборник Ёсиику и Ёситоси «Двадцать восемь убийств со стихами», который характеризуется детальным изображением сцен убийств. Ёситоси также участвовал в создании театрального журнала «Кабуки симпо». Карикатуры актеров кабуки, исполненные Ёситоси в качестве иллюстраций, имели широкую популярность. Примечательно, что оба художника работали в жанрах, схожих по тематике с изображениями нисики-э симбун. Демоны, убийства, жестокие сцены по типу мудзан-э, иллюстрации на военную тему выполнялись мастерами укиё-э с не меньшей тщательностью, чем в знаменитых сериях гравюр «Тридцать шесть привидений» Ёсиику или «Повесть о Великом мире» Ёситоси.

Однако, несмотря на невероятную популярность нисики-э симбун, их существование продлилось недолго. Со второй половины 1876 года их производство стало постепенно сокращаться и полностью прекратилось в 1881 году. Одной из причин этого называют появление в Токио и Осаке газет, полностью написанных фуриганой, так называемых малых газет 小新聞 (яп. косимбун), на которые перешла аудитория нисики-э симбун. Кроме того, примерно с 1875–1878 годов в Токио начали выпускаться черно-белые иллюстрированные газеты. Однако исследователи сходятся во мнении, что главной причиной исчезновения нисики-э симбун оказались новые законы о газетах, вышедшие в конце 1875 года. Они требовали, чтобы каждое периодическое издание было зарегистрировано в Министерстве внутренних дел, после чего оно облагалось дополнительным налогом. Закон также указывал на то, что только «настоящие» периодические издания – с подписчиками и регулярным графиком выхода – могли использовать в названии слово «симбун». Такие затраты оказались слишком обременительными для мелких издательств газет нисики-э. С 1877 года гравюры нисики-э, изображающие текущие события, в частности, восстание Сацума, китайско-японскую войну и русско-японскую войну, печатались, как правило, без длинных текстовых вставок и без слова «симбун» в названии. Таким образом, в этот период гравюры нисики-э передали функцию освещения новостей стремительно развивающимся газетным изданиям.

Литература:


1 Altman A. The Press and Social Cohesion during a Period of Change: The Case of Early Meiji Japan // Modern Asian Studies. 1981. Vol. 15. No. 4. P. 865–876.
2 Cesaratto A., Luo Y.B., Smith H.D., Leona M. A timeline for the introduction of synthetic dyestuffs in Japan during the late Edo and Meiji periods // Herit Science 6. 2018. No. 22. URL: https://www.researchgate.net/publication/324209299_A_timeline_for_the_introduction_of_synthetic_dyestuffs_in_Japan_during_the_late_Edo_and_Meiji_periods (дата обращения: 25.02.2024).
3 Foxwell С. The Art of Reframing the News: Early Meiji Shinbun Nishiki-e // Harvard Journal of Asiatic Studies. 2018. Vol. 78. No. 1. P. 47–90.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://fanningtheflames.hoover.org/shorthand-story/9 (дата обращения: 12.03.2024).
2-6 URL: http://www.nishikie.com/galleries/Gallery_TNS.html (дата обращения: 12.03.2024).