Нисики-э симбун – особый жанр
японской прессы эпохи Мэйдзи
Каварабан, изображающий один из четырех кораблей коммодора Перри. 1853 |
После «открытия» Японии европейцами в 1854 году в стране постепенно наступало время бурных перемен. Император Муцухито взял курс на модернизацию государства, и в 1868 году, под лозунгом «цивилизация и просвещение» 文明開化 (яп. бунмэй кайка), началась эпоха Мэйдзи, продлившаяся до 1912 года. Японское правительство, оказавшееся после длительной самоизоляции в эпицентре мировых событий, стало осознавать необходимость использования новых инструментов идеологической пропаганды среди населения. Одним из таких инструментов стали газеты 新聞 (яп. симбун).
В предшествующую эпоху правления клана Токугава (период Эдо, 1603–1868) классических (в западном понимании) средств массовой информации в Японии не существовало. Новости распространялись, в основном, через уличные баллады ракуго и листовки каварабан, в которых печатались истории о землетрясениях, ограблениях, убийствах. Такие листовки, представлявшие собой изображения, сопровождаемые текстами-пояснениями, не имели регулярного формата выпуска. Они изготавливались быстро, качество печати, как правило, было низким, поэтому каварабан больше ценятся как исторический источник, нежели из-за художественных достоинств. Для их создания издатели привлекали писателей (иногда известных литературных деятелей) и художников, а результаты их работы передавались резчику. Каварабан обычно были черно-белыми, за исключением некоторых цветных выпусков, например, после землетрясения периода Ансэй в 1854 году.
Первые газеты в Японии были предназначены для иностранной аудитории и выходили на английском языке. Позже появились издания и на японском языке, но по сути они являлись переводом иностранных газет. Первой собственно японской газетой стала «Тюгай симбун», выпущенная в 1868 году под редакцией Янагавы Сюнсая.
Первый выпуск нисики-э симбун. 1874 | |
Отиай Ёсиику Автор текста неизвестен |
Призрак брата, погибшего в бою. 1874 | |
Отиай Ёсиику Автор текста Тэнтэндо Ариндо |
Мощным толчком к становлению современной периодики стала война Босин (1868–1869) – противостояние между сторонниками сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Обе стороны конфликта использовали газеты как средство политической агитации. Отсутствие сильного правительства позволило свободно, без цензуры, публиковать новости о происходящих событиях. Так, в первую половину 1868 года начали печататься около 14 изданий. В это время газеты и приобретают социальную ценность как инструмент, способствующий претворению в жизнь лозунга новой эпохи – достижения «цивилизации и просвещения». Они должны были содействовать «продвижению знаний» и созданию «богатого государства и сильной армии» [1, р. 869]. Газеты печатались с использованием иероглифической письменности, поэтому читательская аудитория ограничивалась несколькими тысячами образованных людей. Для малообразованной публики, способной читать только слоговую азбуку кану, газеты были недоступны.
В 1872 году начала выходить первая токийская ежедневная газета «Токё нити нити симбун» тиражом около 1000 экземпляров, которая оказалась настолько популярной, что уже через полгода ее тираж увеличился в пять раз. На это обратил внимание один из издателей цветной гравюры нисики-э, Гусокуя Кахэи. Он решил создать новый вид печатной продукции, которая совмещала бы новости из газет и иллюстрации нисики-э. Гравюры нисики-э, украшавшие до этого витрины книжных магазинов, были привычным средством передачи информации для простых людей. Новый вид изданий назвали нисики-э симбун 錦絵新聞 (букв. «газета с иллюстрациями нисики-э»). В июле 1874 года, при сотрудничестве мастера гравюр укиё-э Отиай Ёсиику и издателя Гусокуя, были выпущены первые газеты нисики-э симбун, основанные на новостях «Токё нити нити симбун». Они оказались коммерчески успешным предприятием, что способствовало появлению подобных изданий в Токио, Осаке и Киото. Тексты газетных статей, по задумке, должны были перерабатываться писателями так, чтобы их было легко читать и воспринимать на слух, поэтому они стали печататься с использованием фонетического алфавита фуриганы. В отличие от обычных газет, новости из которых использовались для сюжетов, в данном случае авторы придерживались кратких и простых формулировок, тексты оживлялись каламбурами и были написаны в ритмичном стиле. Кроме того, создание газет нисики-э фактически спасло художников, резчиков, печатников гравюр на дереве – тех, чья отрасль была на грани вымирания.
В период Эдо гравюры укиё-э строго регулировались со стороны государства. Цензура сосредотачивалась, в основном, на трех направлениях: критика сёгуната, развращение общественной морали и демонстрация чрезмерной роскоши. Кроме того, было запрещено делать темой для изображений сёгунат Токугава, а также события, связанные с ним. На прошедшие проверку изображения ставилась цензорская печать. Цензура была отменена в 1875 году. Теперь вместо цензорской печати требовалось указывать имена и адреса мастеров и издателей. В отличие от сёгуната правительство Мэйдзи поощряло печатание газет как позитивный, «просветительский» институт. В результате одно только слово «симбун» (букв. «газета») придавало нисики-э симбун такую степень актуальности и правдивости, которую нельзя было представить ранее.
Полицейский рейд в борделе. 1875 | |
Цукиока Ёситоси Автор текста неизвестен |
Самураи сёгитай. 1874 | |
Отиай Ёсиику Автор текста Такабатакэ Рансэн |
Постепенно сюжеты нисики-э симбун стали все больше спекулировать на темах жестокости и непристойности, что не совсем соответствовало официальной риторике режима Мэйдзи. На иллюстрациях появляются актеры, гейши, борцы сумо и другие популярные персонажи гравюр нисики-э, но в основном, герои газет нисики-э – простые люди: торговцы, ремесленники, рикши, рыбаки, фермеры. Жанровой особенностью нисики-э симбун являлись сюжеты, связанные с мистикой, насилием, скандалами и сплетнями, например, призрак мужчины, погибшего в войне Босин, полицейский рейд в борделе, а также впечатляющие пожары, нападения бешеных собак, преступления, чудесные выздоровления. Особенно популярны были докуфу – истории о женщинах, получивших известность благодаря преступлениям, начиная от мошенничества и вымогательства и заканчивая убийствами. Эти рассказы увеличивали читательскую аудиторию и тиражи. Выпуски, освещавшие значимые социальные и политические события, встречались реже. Газеты нисики-э представляли собой синтез двух противоположных культурных реалий: жестокого, сатирического мира гравюры эпохи Эдо и сдержанного, формализованного мира западной прессы [3, р. 48].
Визуально нисики-э симбун представляли собой листовку с новостным сюжетом и иллюстрацией. Иллюстрация помещалась ниже текста, заключенного в рамку, либо являлась фоном для него. Вверху листа располагались название издания и номер выпуска. После открытия страны в Японию начали завозить и новые красители, использование которых оказывало влияние на вид изображений. Нисики-э эпохи Мэйдзи привлекают внимание использованием ярких цветов, особенно красного, фиолетового и синего, не свойственных предыдущему периоду, которому была присуща мягкая палитра. Причем, кричащий красный, который нельзя было бы назвать подходящим для гравюр, внезапно стал доминирующим цветом и символом наступления новой эпохи «просвещения» [2]. Кроме того, стилистической особенностью газет нисики-э были красная или фиолетовая рамка, окаймляющая текст и иллюстрацию, и изображение херувимов, как бы поддерживающих заголовок. И яркие краски, и фигурки ангелочков выступали символом новой эпохи «просвещения» и открытости западному миру. Таким образом, насыщенный колорит, щекотливые темы и захватывающие сюжеты, а также изображение людей в полный рост, подобно героям пьес на сцене, привлекали внимание публики.
До наших дней сохранилось около 800 газет нисики-э, большинство из которых издавались в Токио и Осаке. На пике развития жанра существовало около 40 газет с регулярными выпусками. Газеты нисики-э в Токио и Осаке различались по нескольким параметрам. В Токио использовался формат листа 257×364 мм, а в Осаке в два раза меньше. Цена составляла от 1 сэн 6 рин до 2 сэн в Токио и 6 сэн в Осаке. Самым главным отличием является указание заголовков и номеров выпусков: в Токио обычно приводилось название и номер выпуска газеты, из которой был взят сюжет, в то время как в Осаке большинство нисики-э симбун имели собственные названия и нумерацию.
Пожар в Сукиятё. 1876 | |
Цукиока Ёситоси Автор текста неизвестен |
Кроме того, говоря о нисики-э симбун, которые вызывали интерес у широкой публики, нельзя не упомянуть художников, выполнявших иллюстрации. Отиай Ёсиику из «Токё нити нити симбун» и Цукиока Ёситоси, делавший гравюры для «Юбин хоти синбун», были учениками Утагавы Куниёси. Они известны как последние представители поколения ксилографов укиё-э. Особенно плодотворными для художников оказались исторический жанр рэкиси-э 歴史絵 и жанр мудзан-э 無残絵, изображавший жестокие сцены. Одним из самых ранних и наиболее известных является совместный сборник Ёсиику и Ёситоси «Двадцать восемь убийств со стихами», который характеризуется детальным изображением сцен убийств. Ёситоси также участвовал в создании театрального журнала «Кабуки симпо». Карикатуры актеров кабуки, исполненные Ёситоси в качестве иллюстраций, имели широкую популярность. Примечательно, что оба художника работали в жанрах, схожих по тематике с изображениями нисики-э симбун. Демоны, убийства, жестокие сцены по типу мудзан-э, иллюстрации на военную тему выполнялись мастерами укиё-э с не меньшей тщательностью, чем в знаменитых сериях гравюр «Тридцать шесть привидений» Ёсиику или «Повесть о Великом мире» Ёситоси.
Однако, несмотря на невероятную популярность нисики-э симбун, их существование продлилось недолго. Со второй половины 1876 года их производство стало постепенно сокращаться и полностью прекратилось в 1881 году. Одной из причин этого называют появление в Токио и Осаке газет, полностью написанных фуриганой, так называемых малых газет 小新聞 (яп. косимбун), на которые перешла аудитория нисики-э симбун. Кроме того, примерно с 1875–1878 годов в Токио начали выпускаться черно-белые иллюстрированные газеты. Однако исследователи сходятся во мнении, что главной причиной исчезновения нисики-э симбун оказались новые законы о газетах, вышедшие в конце 1875 года. Они требовали, чтобы каждое периодическое издание было зарегистрировано в Министерстве внутренних дел, после чего оно облагалось дополнительным налогом. Закон также указывал на то, что только «настоящие» периодические издания – с подписчиками и регулярным графиком выхода – могли использовать в названии слово «симбун». Такие затраты оказались слишком обременительными для мелких издательств газет нисики-э. С 1877 года гравюры нисики-э, изображающие текущие события, в частности, восстание Сацума, китайско-японскую войну и русско-японскую войну, печатались, как правило, без длинных текстовых вставок и без слова «симбун» в названии. Таким образом, в этот период гравюры нисики-э передали функцию освещения новостей стремительно развивающимся газетным изданиям.
Литература:
1 | Altman A. The Press and Social Cohesion during a Period of Change: The Case of Early Meiji Japan // Modern Asian Studies. 1981. Vol. 15. No. 4. P. 865–876. |
2 | Cesaratto A., Luo Y.B., Smith H.D., Leona M. A timeline for the introduction of synthetic dyestuffs in Japan during the late Edo and Meiji periods // Herit Science 6. 2018. No. 22. URL: https://www.researchgate.net/publication/324209299_A_timeline_for_the_introduction_of_synthetic_dyestuffs_in_Japan_during_the_late_Edo_and_Meiji_periods (дата обращения: 25.02.2024). |
3 | Foxwell С. The Art of Reframing the News: Early Meiji Shinbun Nishiki-e // Harvard Journal of Asiatic Studies. 2018. Vol. 78. No. 1. P. 47–90. |
В статье использованы иллюстрации из следующих источников:
1 | URL: https://fanningtheflames.hoover.org/shorthand-story/9 (дата обращения: 12.03.2024). |
2-6 | URL: http://www.nishikie.com/galleries/Gallery_TNS.html (дата обращения: 12.03.2024). |