«Фотографический еженедельник» и «FRONT» - фотожурналы военного времени в Японии

30 апреля 2024
Д.А. Боярский
Обложка журнала «Фотографический еженедельник». 1943, № 255
  «Усиление боевой мощи в небе»
Обложка журнала «Фотографический еженедельник». 1943, № 255
 
 
 

Военная фотография достаточно рано выделилась в отдельный жанр после изобретения самого процесса фотографии – первые военные фотоснимки относятся к середине XIX века [2, р. 3]. После этого фотография стала неотъемлемой частью журналистики и регулярно использовалась для освещения значимых событий в разных странах. Кроме того, технический уровень камер и фотоматериалов со временем возрастал, позволяя фотографам более эффективно запечатлевать необходимые сюжеты. Ко времени Второй мировой войны в сфере фотожурналистики был накоплен значительный опыт, реализовавшийся в крайне широком распространении качественной военной фотографии в большинстве стран-участниц.

Не является исключением и Японская империя, проводившая на Дальнем Востоке экспансионистскую политику с начала 1930-х годов. Поскольку для получения поддержки населения страны в условиях масштабных внешнеполитических действий требовалось широкое освещение событий в средствах массовой информации, спрос на военную фотографию был довольно высок [2, р. 3]. Это выражалось в появлении и распространении фотожурналов, иллюстративных новостных и образовательных публикаций, сникавших популярность благодаря насыщенности информацией и легкости ее усвоения. В 1940 году при японском Кабинете Министров было основано Информационное Бюро – особый правительственный орган, курировавший всю информацию, предлагавшуюся для печати. Поскольку Бюро взяло под контроль частные издательства, наподобие Asahi Shinbunsha, и выпускало собственные материалы, его деятельность довольно сильно повлияла на облик публикаций в Японии военного времени. Среди прочего Бюро занималось изданием собственного фотожурнала под названием «Фотографический еженедельник».

«Фотографический еженедельник» является одним из самых хорошо сохранившихся и изученных японских военных фотожурналов. Он публиковался издательским отделением Информационного Бюро в промежуток с февраля 1938 по июль 1945 года и насчитывает 375 номеров [1; 2, р. 487]. Как и в большинстве подобных журналов, на разворотах «Еженедельника» преобладали изображения, однако страницы часто содержали и подписи на японском языке, объяснявшие ситуации, запечатленные на снимках. Встречались и развороты с новостными или образовательными статьями, напечатанными мелким шрифтом. Каждый разворот журнала затрагивал одну тему, количество тем и число страниц варьировались от выпуска к выпуску. Диапазон тем в журнале был широким, начиная от праздников в Японии и заканчивая политическими новостями союзных стран и статьями по основам гражданской обороны. Однако с началом войны на Тихом океане фокус публикаций сместился на события на тихоокеанском фронте и в японском тылу. Целевой аудиторией издания были японские читатели, поэтому статьи не переводились на другие языки.  Поскольку «Еженедельник» выпускался под руководством Информационного Бюро, одними из основных задач которого было поддержание морального духа в тылу и создание необходимого правительству образа войны, журнал являлся одним из многих средств пропаганды военного времени.

Разворот журнала «Фотографический еженедельник». 1942, № 245
  Военные «северных и южных фронтов»
Разворот журнала «Фотографический еженедельник». 1942, № 245
 
 
 

На страницах «Еженедельника» встречались снимки разного формата, размера и качества, а в первые несколько лет своего существования журнал даже имел рубрику «Фотографии читателей». Все фотографии в нем были черно-белыми, не обладали общим стилем и могли сильно отличаться друг от друга от статьи к статье, а их авторство, как правило, не указывалось. Для иллюстрирования тем использовались как обычные документальные жанровые и постановочные фотографии, так и вырезки и коллажи, а в некоторых выпусках отдельные развороты могли занимать большие панорамные снимки, на которых показывались поля боевых действий, ряды военной техники, боевые корабли и так далее. Обложки журнала были выдержаны стилистически; чаще всего для них выбирались крупные, выразительные портреты, захватывавшие внимание потенциального читателя. Кроме того, текст, сопровождавший каждый номер, специально выносили на оборотную сторону обложки, чтобы не нарушать целостность фотографии, задающей настроение выпуска [2, р. 487]. Некоторые обложки ранних номеров могли быть частично или полностью раскрашены. «Еженедельник» выходил большим тиражом и стабильно пользовался популярностью у читателей с 1940 года, несмотря на изменения формата, уменьшение числа страниц и рост цены ближе к концу войны на Тихом океане [2, р. 487].

Линейный корабль во время морских маневров
  Линейный корабль во время морских маневров
Центральный разворот журнала «FRONT». 1942, № 1–2
 
 
 

Несмотря на регулярные массовые публикации и огромное влияние, «Фотографический еженедельник» не имел монополии в сфере фотожурналов в военное время и соседствовал с другими крупными изданиями, подобными «Асахигурафу» и «До:мэй гурафу». Среди них особенно выделялся журнал «FRONT» издательства То:хо:ся. Журнал существовал относительно недолго, его десять номеров были выпущены с 1942 по 1945 год [4]. Особенности журнала «FRONT» в сравнении с его аналогами в первую очередь обусловлены его назначением: в отличие от «Еженедельника», ориентированного на домашний рынок, этот журнал принадлежал к немногочисленной группе периодики, нацеленной на читателей за границей, наряду с такими изданиями как «Тайо:» и «Дзява Барэ» (основной зоной распространения журналов были страны азиатского региона, находившиеся в сфере политического влияния Японии) [3, с. 130]. Это обстоятельство сформировало иной подход к дизайну и технике подачи материала в журнале. «FRONT» печатался в большом формате и сразу на пятнадцати языках, в числе которых были английский, японский, испанский, монгольский, бирманский [4]. Поскольку публикацией журнала занималось частное издательство, известны имена людей, работавших над составлением выпусков: за фотоматериал отвечала команда опытного фотографа Кимура Ихэ, за верстку – дизайнер Хара Хирому [4].

 Морские маневры
  Морские маневры
Разворот журнала «FRONT». 1942, № 1–2
 
 
 

Каждый выпуск журнала имел одну тему. Так, например, первые два номера были посвящены флоту и морской авиации, третий и четвертый – армии, седьмой – аэромобильным войскам и так далее. Небольшое количество выпусков компенсировалось высокой стоимостью производства: журнал издавался в формате А3 на качественной бумаге, включал крупно напечатанные фотографии и отличался нестандартными дизайнерскими решениями в оформлении [3, с. 134]. В нем сводилось к минимуму количество текста, который, как правило, не комментировал отдельные снимки, а обращался к общей теме выпуска. Большую часть свободного пространства на развороте занимали крупные фотографии, многие из них были сняты с использованием выразительных композиционных приемов, в частности, эффектного ракурса, что превращало их из простых документальных кадров в художественно оформленные истории. Для создания дополнительной динамики нередко применялся фотомонтаж: коллажирование и частичное раскрашивание снимков. Кроме того, формат журнала позволял включать в некоторые выпуски сверхширокий разворот, занимавший четыре страницы. Авторы журнала во многом вдохновлялись стилем работ зарубежных коллег. Особую роль в формировании облика «FRONT» сыграл советский журнал «СССР на стройке», оформлявшийся в стиле модернизма и издававшийся с 1930 по 1941 год при участии известных советских публицистов и дизайнеров [3, с. 133–134].

Учения в Академии морской авиации. Коллаж
  Учения в Академии морской авиации. Коллаж
Разворот журнала «FRONT». 1942, № 1–2
 
 
 

Военная фотография Японии удивительно многообразна, и, несмотря на то, что большая часть снимков издавалась в фотожурналах пропагандистского толка, эта сфера не лишена творческого подхода. Выполняя государственную задачу в тяжелых условиях нехватки персонала и материалов, профессиональные фотографы и редакторы использовали все доступные средства для того, чтобы сделать преподносимый в журналах материал простым, эмоциональным и в то же время небезразличным читателю. В выходившей в военное время иллюстрированной периодике часто можно встретить уникальные приемы, присущие только одному журналу, что создает невероятно разнообразную картину изданий, опиравшихся на фотографию как на основное средство передачи информации. Кроме того, опыт, накопленный во время войны, не исчез за ненадобностью после ее окончания, подобно большинству военных журналов, а стал основой дальнейшего развития фотографии в послевоенной Японии. К примеру, работавший над «FRONT» Кимура Ихэ после войны прославился как фотограф документального жанра и с 1950 года занимал пост председателя ассоциации профессиональных фотографов Японии, применяя свои навыки уже в другой, совершенно мирной сфере.

Литература:


1 A window in the early Showa period: Shashin Shuho, weekly photographical journal, 1938-1944. URL: https://www.jacar.go.jp/english/shuhou-english/towa01.html (дата обращения: 02.12.2023).
2 Earhart David C. Certain victory: Images of World War II in the Japanese media. An East Gate Book, 2008. 529 p.
3 Иноуэ Ю:ко. Сэндзи гурафу дзасси но сэндэнсэн – дзю:го нэнс сэнсо:ка но «ниппон» имэ:дзи [井上祐子 – 戦時グラフ雑誌の宣伝戦-十五年戦争下の「日本」イメージ] // Иноуэ Ю:ко. Пропагандистская кампания журналов военного времени – образ Японии за пятнадцать лет войны. Изд-во «Сэйкю:ся», 2009. 326 с.
4 Исии Рика. Сёва но дэзаину си ни на о кидзаму отоко тати. Тайгай сэндэн гурафу си «FRONT» о химотоку [石井利佳 – 昭和のデザイン史に名を刻む男たち。対外宣伝誌「FRONT」を紐解く] // Исии Рика. Мужчины, вписавшие свои имена в историю дизайна эпохи Сёва. Вчитываясь в журнал заграничной пропаганды «FRONT». URL: https://nostos.jp/archives/113895 (дата обращения: 06.12.2023).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://www.jacar.go.jp/english/shuhou-english/reference/shiryo07.html (дата обращения: 02.12.2023).
2 URL: https://www.jacar.go.jp/english/shuhou-english/reference/shiryo05.html (дата обращения: 02.12.2023).
3-5 URL: https://www.icp.org/browse/archive/objects/front-0 (дата обращения: 07.02.2024).