Костюмы и маски богов-пришельцев марэбито
на северо-востоке Японии

30 апреля 2024
Е.А. Балкина
Пять Амахагэ деревни Мэга
  Пять Амахагэ деревни Мэга
 
 
 

Синтоизм – исконно японская религия, в которой переплелись черты шаманизма, тотемизма и анимизма. Истоки синтоизма заключены в представлениях о том, что в разных природных объектах живут божества ками. Из всего многообразия синтоистских божеств особенно примечательны боги, которые раз в год посещают определенную местность, приходя из другого мира. Их именуют «гости», «чужаки» или «пришельцы» – марэбито. Это и духи почивших предков, и божества, которые перемещаются между мирами [1, с. 7].

На протяжении столетий в Японии складывались ритуалы встречи божеств-пришельцев. В настоящее время десять известных ритуалов внесены в список Нематериального наследия ЮНЕСКО как культурное наследие Японии [2].

Рассмотрим обрядность и костюмы божеств, используемые в ритуале Малого Нового года на северо-востоке Японии – Юдза-но Косёгацу Гёдзи. Это небольшой новогодний фестиваль, проводимый в трех деревнях: Такиноура, Мэга и Торидзаки близ города Юдза (префектура Ямагата). Каждый год ритуалы организуют в деревнях соответственно 1, 3 и 6 января. Божества, посещающие эти деревни, зовутся Амахагэ [4, с. 15–16]. Амахагэ приходят из Иного мира и вселяются в тела избранных людей. Роль божеств обычно играют молодые люди. Обряд перевоплощения проводится в местном синтоистском святилище, где человека наряжают в божество. Человек, исполняющий роль божества, выпивает ритуальное саке, молится у алтаря и надевает специальную маску, после чего совершает обход домов в деревне. В конце обряда сжигаются определенные элементы костюма и проводится ритуальный банкет.

Амахагэ деревни Торидзаки пьют сакэ с пожилой парой при посещении дома в ходе обряда
  Амахагэ деревни Торидзаки пьют сакэ с пожилой парой при посещении дома в ходе обряда
 
 
 

Цель прихода божеств – благословить людей на плодородный сельскохозяйственный год, наказать лежебок, наставить детей слушаться старших. Примечательно, что при обходе домов божества должны носить с собой специальные ножи, что придает им устрашающую ауру. Этими ножами они «срезают» с людей пятна, появляющиеся от долгого лежания рядом с очагом ирори и символизирующие лень и бездействие. Разумеется, в настоящее время обряд проводится без кровопролития. Когда Амахагэ попадают в дом, то первым делом хватают детей, пугая их и заставляя громко плакать. Держа детей на руках, они могут крутить их и поучительно говорить, чтобы те слушались родителей. Кроме того, божества подходят к пожилым обитателям дома, массируют им плечи или хлопают по спине, тем самым выражая признательность за все их труды и старания. Если в доме нет детей, то сразу же начинается потчевание божества напитком саке и сладостями моти. В деревне Такиноура в обрядности участвует всего два Амахагэ, которых сопровождает немногочисленная процессия с барабанами и колокольчиками. При посещении домов исполняется мелодия с особым ритмом, под которую Амахагэ вышагивают в определенной последовательности, что является частью ритуала и выражает некую магическую формулу. Другой важной особенностью Амахагэ этой деревни является то, что они не издают звуков, а ходят в устрашающем молчании. В деревне Торидзаки в ритуале участвуют три Амахагэ, а в деревне Мэга – пять или шесть божеств, причем они довольно шумные и активные. Заходя в дома, они издают протяжные звуки «ги-ги» и «у-у», выполняя определенные телодвижения.

Макеты Амахагэ деревень Такиноура, Мэга и Торидзаки в музее города Юдза
  Макеты Амахагэ деревень Такиноура, Мэга и Торидзаки в музее
города Юдза
 
 
 

Согласно северной традиции, божества одеты в соломенные накидки мино, которые служат верхней одеждой. Накидка состоит из соломенных элементов, которые слой за слоем надевают на божество. Как правило, есть люди, которые помогают божеству одеться, потому что самостоятельно это сделать практически невозможно. Количество слоев накидки зависит от местных традиций и роста человека, исполняющего роль Амахагэ. Так, например, в деревне Мэга используют накидки в семь – восемь слоев, а их вес достигает 13 килограммов [3, с. 15]. По окончании обхода домов накидки сжигаются, а на следующий год создаются новые. Раньше их изготовление поручалось ученикам младшей школы. Первоклассник делал две штуки, второклассник – три и так далее, а шестиклассник должен был выполнить семь. Однако после войны, из-за сокращения численности населения, накидки стала делать и молодежь.

Другой важный элемент костюма – маски. Маски уходят своими корнями вглубь японской истории, играют важнейшую роль в национальном драматическом искусстве – традиционных театрах Но и Кабуки. Они передают духовный мир персонажей и помогают актерам воплощать свои роли. Изготовление и внешний вид масок в каждой местности имеют свою специфику. Так, Амахагэ деревни Такиноура носят коричневые маски старцев, в дополнение к ним идет парик сягума, тоже коричневого цвета. В этой деревне сохранились также маски для исполнения древних синтоистских танцев и пантомимы кагура под названием Хияма Бангаку. Это четыре маски синего и красного демонов; овальная женская маска с белым лицом, красными тонкими губами и черным обрамлением сверху, изображающим волосы; улыбающаяся маска старца окина с белым морщинистым лицом, красными губами, густыми длинными бровями и бородой; улыбающаяся маска старца дзё с коричневым лицом, длинными густыми бровями и усами; маска гангодзи коричнево-красного оттенка, которая, по всей видимости, олицетворяла другого демона [3, с. 19–20]. Женская маска обычно не используется как замена маски Амахагэ, потому что некоторые жители находят обидным сравнение женского лица с устрашающим ликом демона. В деревне Мэга тоже используются маски Хияма Бангаку, но немного другие: синего и красного демонов; старца дзё или окина; женская маска; маска каммагурэ; маска гангодзи [3, с. 14]. Маски деревни Торидзаки для божеств Амахагэ выглядят примерно одинаково: красное лицо, желтые зубы с клыками, черные густые брови и два черных рога, т.е. это маски красного демона. Вероятно, их названия были даны по ближайшим топонимам: мидзуцубо, касамори, ивакура [3, с. 24].

Маски Хияма Бангаку, периодически используемые в деревне Такиноура
  Маски Хияма Бангаку, периодически используемые в
деревне Такиноура
 
 
 

Сообщество по охране обряда Амахагэ учредило в городе Юдза музей, в котором представлены макеты соломенных накидок мино, маски, изображения самих божеств Амахагэ в полном облачении, баннеры и плакаты, объясняющие содержание ритуалов. Наглядно показана разница между ритуалами трех деревень региона. Работы местных художниц Кияма Юкико и Такахаси Канаэ изображают различные моменты празднеств, маски и одеяние богов-пришельцев. Поистине удивительно, что древняя традиция так тщательно соблюдается и поддерживается в глубокой провинции Японии.

Литература:


1 Бакшеев Е.С. «Редкие гости» из Иного мира // Япония: путь кисти и меча. 2004. № 4. С. 7–12.
2 Японские ритуалы признаны культурным наследием ЮНЕСКО // РИА Regnum. URL: https://regnum.ru/news/2529700 (дата обращения: 17.02.2024).
3 Мукэй миндзоку бункадзай юдза-но амахагэ юдзамати кё:ику иинкай 「『無形民俗文化財 遊佐のアマハゲ』遊佐町教育委員会」. Нематериальное культурное наследие Юдза-но Амахагэ. Юдза : Комитет по образованию города Юдза, 1984. 40 с.
4 Хира Тацухико. Райхо:син дзитэн 平辰彦『来訪神事典』// Энциклопедия богов-пришельцев. Токио : Изд-во Синкигэнся, 2020. 304 с.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://chokaitobishima.com/column/y-sugawara-1.html (дата обращения: 17.03.2024).
2 Фото автора статьи.
3 Фото автора статьи.
4 URL: https://www.youtube.com/watch?v=p3tXyoKOfZI (дата обращения: 17.03.2024).