«Тихая страна грез в сердце мастера».
Тибет в творчестве Ай Сюаня

01 мая 2024
Е.А. Олейникова
Девушка. 1975.
  Девушка. 1975
  Ай Сюань
 
 
 
Волевой человек. 1980
  Волевой человек. 1980
  Ай Сюань
 
 
 

Ай Сюань (кит. 艾軒) – один из выдающихся современных китайских художников, представитель направления «созерцательной живописи» (кит. 沉思绘画). Он родился 11 ноября 1947 года в Цзиньхуа (провинция Чжэцзян), в семье поэта Ай Цина (кит. 艾青), известного деятеля китайской литературы ХХ века. Его младший брат Ай Вэйвэй (кит. 艾未未) – знаменитый художник-акционист, чьи работы на остросоциальные и политические темы широко обсуждаются в Китае и за его пределами.

Ай Сюань окончил подготовительную школу при Центральной академии изящных искусств в 1967 году, но дальнейшие политические события в стране и Культурная революция наложили свой отпечаток на его планы. В Пекинскую академию масляной живописи ему удалось поступить только в 1984 году. Подобно многим другим художникам того времени, Ай Сюань пережил ссылку в отдаленные районы на перевоспитание как сын «ревизиониста и правого элемента». Свою профессиональную карьеру Ай начал в 1973 году, поступив в творческую группу Министерства культуры военного округа города Чэнду (провинция Сычуань) в качестве штатного художника.

Сычуань граничит с Тибетом, и в годы службы в армии Ай стал писать портреты представителей тибетского народа в наиболее близкой ему реалистической манере. Ярким примером его работ этого периода является картина «Девушка» (1975). На полотне изображена девушка из этнической группы цян из города Вэньчуаня (провинция Сычуань). Ай Сюаня поразил ее причудливый традиционный наряд – черный тюрбан, украшенный цветным бантом, темно-красная рубашка и коричневая замшевая жилетка c мехом. Черты ее лица заметно отличались от облика китайцев-ханьцев. Художник использовал контрастные цвета и работал энергичными мазками.

Ай Сюань был так увлечен впечатлениями периода армейской службы, что переехал в район Аба в Сычуани, стараясь ближе познакомиться с жителями Тибетского плато, и вскоре они стали главными персонажами его картин [2]. Простота незатейливой повседневной сельской жизни, открытые, мужественные или любопытные лица оказались в центре внимания зарождающегося направления «созерцательной живописи» нового искусства КНР.

Ай Сюаня принято также причислять к плеяде художников, работавших в рамках «живописи шрамов» – особого явления изобразительного искусства Китая, возникшего в конце 1970-х годов как реакция на события и последствия Культурной революции. За одну из самых известных картин этого направления Ай Сюань получил второй приз на Второй национальной выставке молодежного искусства. Это был уже 1981 год, и новый лидер Китая Дэн Сяопин провозгласил курс на модернизацию, а на телеэкранах шли трансляции показательных процессов над главными идеологами Культурной революции – «Бандой четырех». Картина Ай Сюаня называется «Волевой человек». На ней изображена молодая девушка, увлеченно читающая книгу в библиотеке [1]. В первую очередь в глаза зрителям бросается костыль, на который она опирается. Этот образ – явная отсылка к судьбам многих людей, которые в лучшие годы своей юности были сосланы в деревни и потеряли возможность учиться и мечтать. Однако героиня полотна Ай Сюаня не отчаивается и не сдается, любую свободную минуту она использует для обретения новых знаний, ее образ выражает надежду и возрождение. Девушка – одна из тысяч молодых людей, которые в те годы, несмотря на физические и психологические травмы прошлого, пытались поступать в университеты, чтобы вернуть свою потерянную жизнь и планы на будущее. Эта работа ознаменовала и окончательное становление живописной манеры Ай Сюаня. Отличительной чертой его композиций оказываются серо-голубой колорит и крупноплановое изображение фигуры персонажа в мягком, холодном свете. От сильного влияния советского реализма художник постепенно уходит к гиперреализму.

Незнакомка. 1983
  Незнакомка. 1983
  Ай Сюан
 
 
 

Одно из самых известных произведений Ай Сюаня, характеризующих направление «созерцательной живописи» – «Незнакомка» (1983). На этой картине, признанной критиками самой загадочной работой художника, изображена тибетская девушка. Она стоит на грунтовой дороге, идущей куда-то вдаль посреди скудной растительности Тибетского плато. Ее лицо и фигура написаны в той же сдержанной, почти монохромной цветовой гамме, что и пейзаж за ее спиной, лишь ее желтые бусы оказываются единственной яркой деталью в центре картины. Лицо девушки выражает удивление, смешанное с недоверием и тревогой, – именно так глядела она на молодого солдата Ай Сюаня, когда он встретился ей на тибетской дороге. В китайском языке нет окончаний существительных, обозначающих разделение на мужской и женский род, поэтому название картины можно перевести и как «Незнакомец»: так видит девушка случайно встретившегося китайского солдата, чужака на этой земле.  

На картине «Норгай» изображен пастух с Тибетского нагорья. У него густые черные волосы и смуглое, обветренное лицо человека, целыми днями работающего на открытом воздухе. Показанный в профиль, он смотрит за пределы картины, сосредоточенным и суровым взглядом. Композиция этой работы своеобразна: фигура изображенного помещена художником справа внизу, у края холста, основную часть которого занимает небо, лишь внизу видна небольшая полоса холмистой, заснеженной земли. Темная фигура человека контрастирует с небом, написанным в холодных тонах серого и голубого – цветов бледного солнца, отражающегося на снегу на закате или рассвете. В небе застыло белое облако необычной формы. Тема одиночества становится основной для этой картины, но при этом ее персонаж словно существует вне времени и пространства. Самое важное для художника – характер и достоинство неизвестного тибетского пастуха, вне эпохи и любых ее перипетий.

В 1987 году Ай был приглашен в США для участия в выставке современной живописи КНР. В течение года он оставался в Университете Оклахома-Сити, имея возможность регулярно экспонировать свои работы в многочисленных галереях. Он был тепло принят прессой и публикой, однако чувствовал, что в другой части света тибетские мотивы теряют для него свою эмоциональную силу. В 1988 году Ай решил вернуться на родину. Перед этим он встретился с американским художником, оказавшим на него наибольшее влияние – Эндрю Уайетом [2]. Продолжив работу в Китае, Ай Сюань стремился к синтезу психологического реализма, свойственного Уайету, и собственного сентиментального, поэтического стиля. Герои его портретов этого периода – одинокие, задумчивые и усталые тибетские пастухи, открытые всем ветрам и устремляющие взгляд куда-то за пределы картины.

Ожидание солнца зимой. 1994
  Ожидание солнца зимой. 1994
  Ай Сюань
 
 
 

На полотне «Ожидание солнца зимой» (1994) изображен тибетец, сидящий на пустом, заснеженном поле. Отвернувшись от зрителя, он глядит вдаль, в сторону горизонта. На руках он держит младенца, укутав его от холода в свой широкий тулуп. Темные, почти черные пальцы мужчины контрастируют со светлой кожей ребенка. Эти люди ждут, когда вернется солнце, чтобы согреть их сердца и подарить им надежду. Забота взрослого о ребенке, которого он пытается защитить и согреть, делает сцену трогательной и поэтичной. Наклонная линия горизонта роднит композицию с произведениями Уайета и близкого друга художника Хэ Долина. В то же время здесь отчетливо проявляется индивидуальная колористическая манера Ай Сюаня, в живописи которого доминируют холодные оттенки серого, синего и белого цветов, напоминающие рисунок тушью.

С начала 1990-х годов главными героями полотен Ай Сюаня все чаще становятся дети. Фоном их портретов остаются все те же тихие, пустынные пейзажи, подчеркивающие одиночество человека. Дети не позируют, они сосредоточены на своих мыслях, но, в отличие от взрослых персонажей художника, они смотрят просто, открыто и вместе с тем меланхолично, принимая этот мир таким, какой он есть.

«Тибетская девочка» (1995) относится ко второму этапу творчества Ай Сюаня и несколько отличается от других его произведений. Девочка изображена не в открытом пространстве, а в помещении, сидящей у окна. Ее лицо выделено светом – сиянием снега, покрывающего холм возле дома. На ней традиционное платье и ожерелье из цветного бисера; ее светлые глаза словно отражают белизну снежного края и лучи теплого зимнего солнца. Взгляд девочки обращен вверх, она внимательно наблюдает за чем-то или кем-то, однако руки ее лежат спокойно, в фигуре нет напряжения.

Очарование работ Ай Сюаня заключается не только в эмоциональной выразительности и необычности окружающей обстановки, но и в светотеневых приемах, позволяющих художнику убедительно передать лица и одежды людей. Он изображает Тибетское плато как спокойную, пустую и безмолвную территорию, но в то же время жестокую и негостеприимную, где природа доминирует, оставляя зрителя в тревожном состоянии.

Тибетская девочка. 1995
  Тибетская девочка. 1995
  Ай Сюань
 
 
 
Тибетская девочка. 2012
  Тибетская девочка. 2012
  Ай Сюань
 
 
 

С 2008 года Ай Сюань начал работать тушью, сначала только черной, а затем и цветной. Тематика таких произведений осталась прежней, однако манера их исполнения изменилась. Так, «Тибетская девочка» (2012) вызывает ассоциации с традиционной китайской живописью тушью. Линии здесь изящны, а колорит строится в технике размытой туши шуймо, напоминая акварель. Каллиграфическая надпись и печати усиливают сходство этой работы с классическими произведениями прошлого.

 Ай Сюань является одним из самых знаменитых художников современного Китая, чьи произведения ценятся очень высоко. Например, его картина «Священная гора» была продана на аукционе в 2011 году за 20,72 миллиона юаней (около 3 миллионов долларов). В последние годы он активно занимается преподавательской деятельностью, его Школе реалистической живописи в следующем году исполняется 20 лет.

Литература:


1 Ай Сюань. Ишуцзя цзяньцзе [艾轩。艺术家简介; Ай Сюань. Общие сведения о художнике] // Профессиональная информационная платформа по современному искусству Китая 99ART. 2007. URL: http://www.99ys.com/artist/2020/10/14/11/12686.html#section-2 (дата обращения: 22.02.2024).
2 Хуэйхуа чжуантай, хуэйхуа сывэй, Чжунго сешихуапай – Ай Сюань фантаньлу [绘画状态、绘画思维、中国写实画派—艾轩访谈录; Состояние живописи, живописное мышление, китайская школа реалистической живописи – Интервью с Ай Сюанем] // Профессиональная информационная платформа по современному искусству Китая art.china.cn. 2009. URL: http://art.china.cn/huihua/2009-08/07/content_3062746.htm (дата обращения: 22.02.2024).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://www.163.com/dy/article/E5N7V0KE053410QG.html (дата обращения: 22.02.2024).
2 URL: http://www.cnzihua.cn/shuhuazatan/13295.html (дата обращения: 22.02.2024).
3 URL: https://www.163.com/dy/article/E5N7V0KE053410QG.html (дата обращения: 22.02.2024).
4 URL: http://www.artnet.com/artists/ai-xuan/expecting-the-sun-in-winter-WnPc6c6yH9e4eM1ctxo3YQ2 (дата обращения: 22.02.2024).
5 URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6001917 (дата обращения: 22.02.2024).
6 URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5950177 (дата обращения: 22.02.2024).