Первопроходец китайского политического
поп-арта Юй Юхань и его ученики

01 мая 2024
А.А. Прокофьев
Юй Юхань на 45-й Венецианской биеннале. 1993
  Юй Юхань на 45-й Венецианской биеннале. 1993
 
 
 

Китайского художника-концептуалиста Юй Юханя (кит. 余友涵) называют первопроходцем политического поп-арта [6]. В своем творчестве он использовал самые разные темы и обращался к широкому кругу образов, актуальных для китайской культуры.

Юй Юхань родился в 1943 году в Шанхае, в то время оккупированном японскими войсками. Художник пережил много периодов политических и социальных преобразований, потрясших Китай в XX веке, главным из которых стала Культурная революция. В 1973 году Юй окончил отделение керамики Центральной академии изобразительных искусств в Пекине, после чего начал преподавать в Шанхайской академии искусств и ремесел, параллельно формируя свой уникальный творческий стиль. Молодой педагог стал наставником для множества китайских художников, среди которых были и будущие известные мастера – Фэн Лянхун (кит. 冯良鸿), Цинь Ифэн (кит. 秦一峰) и Цзи Вэньюй (кит. 计文于) [5]. В середине 1980-х годов Юй Юхань примкнул к китайской Новой Волне, авангардному «Движению-85», пришедшему на смену группировке «Звезды».

В 1989 году Юй Юхань принял участие в широко известной выставке «Китай/авангардное искусство», проходившей в Пекине. На ней он представил публике серию работ под названием «Круг», ставшую визитной карточкой художника. В этих произведениях изображены ассиметричные круги, хаотично заполненные точками и линиями. Орнаменты внутри круга отдаленно напоминают конфуцианские триграммы и гексаграммы, а также даосские символы. Сам художник трактовал свои работы, опираясь на даосские категории: «Круг может выражать как начало, так и конец всего и, таким образом, может также служить метафорой как мимолетного мгновения, так и вечности» [4].  Синтез философско-религиозных течений Китая и авангардного искусства стал одним из самых распространенных концептов в творчестве китайских авангардистов, воплощенных в произведениях наиболее известных представителей этого направления, таких как Ай Вэйвэй (кит. 艾未未) , Чжан Хуань (кит. 张桓) и многих других. В 1993 году художник был приглашен на 45-ю Венецианскую биеннале, где представлял Китай серией «Круг» и портретами председателя Мао.

Сочетание точек и линий характерно не только для рассмотренной серии работ Юй Юханя: он использовал узнаваемые символы и в пейзажах, тем самым придавая им религиозно-мистический характер. Его «Горный пейзаж» (кит. 山景) называют «квинтэссенцией синтеза китайского искусства и религиозно-философских традиций», в частности, даосизма [3]. Индивидуальный стиль художника еще больше проявляется в работе «Абстракция» (кит. 抽象). Здесь перед зрителем предстает уже знакомый ассиметричный круг, в который вписаны цветные точки и линии, из сочетаний которых составляется изображение гор и двух деревьев. Обе работы были представлены на выставке «Возвращение к природе», прошедшей в Шанхае в 2017 году [3].

Круг. 1986
  Круг. 1986
  Юй Юхань
 
 
 

Наибольшую известность Юй Юхань приобрел в сфере поп-арта, создавая непривычно трактованные изображения Мао Цзэдуна, вдохновленные работами Энди Уорхола [6]. В то же время произведения Юй Юханя отсылают зрителя к приемам социалистического реализма, который был ведущим стилем в китайском искусстве с 1949 года. В своих работах художник часто соединял коммунистическую и капиталистическую символику. Так, на картине «Мао и статуя Свободы» вождь китайской революции изображен, казалось бы, в обычной манере – он победно протягивает руку вперед, приветствуя народ. Такой образ кормчего Мао резко контрастирует с контекстом, в который художник помещает его: по обе стороны от фигуры вождя Юй Юхань располагает изображения статуи Свободы, словно сталкивая две идеологии между собой. Другим приемом, которым активно пользовался Юй Юхань, стало использование образа Мао Цзэдуна, как будто вписанного в бытовые реалии обычной жизни. Изображая вождя партии свободно общающимся с людьми или голосующим на выборах, художник очеловечивает практически обожествленный образ председателя КНР. Центральным произведением в рассматриваемом блоке работ Юй Юханя является картина «Простолюдины – самые умные, аристократы – самые глупые» (англ. The Lowly are the Most Intelligent, the Elite are the Most Ignorant), исполненная в 1995 году. Поводом к ее созданию послужила цитата Мао Цзэдуна, дословно воспроизведенная в названии. На картине председатель Коммунистической партии Китая занят физическим трудом, за его работой следит восторженная толпа, а сам Мао произносит свою знаменитую фразу, отраженную в названии работы (кит. 卑贱者最聪明,高贵者最愚蠢). Можно предполагать, что Юй Юхань подчеркивает здесь спорный характер высказывания Мао, который, поднимаясь по карьерной лестнице и получая все большую власть, сам превратился в аристократа. Люди на заднем плане, салютующие Мао Цзэдуну, представляют собой очередную аллюзию на социалистический реализм. Доподлинно не известно, вдохновлялся ли Ай Вэйвэй творчеством Юй Юханя в процессе создания работы «Роняя вазу династии Хань», где он тоже использовал фразу Мао Цзэдуна «Мы можем построить новый мир, только если уничтожим старый», однако нельзя не увидеть сходство в творческом методе двух художников. И Ай Вэйвэй, и Юй Юхань словно ведут полемику с Мао Цзэдуном, пытаясь показать недолговечность и противоречивость его высказываний.

Горный пейзаж. 2017
  Горный пейзаж. 2017
  Юй Юхань
 
 
 

Другим частым приемом в творчестве Юй Юханя было использование известных поп-культурных образов в сочетании с все тем же Мао Цзэдуном. Так на свет появилась картина, на которой изображен Мао в провокационном облике: его лицо накрашено косметикой, а характерная родинка над губой напоминает об американской актрисе Мэрилин Монро. Возможно, это произведение, которое художник оставил неназванным, представляет собой отсылку к фотомонтажу «Мэрилин в образе Мао» (англ. Marilyn/Mao), созданному американским фотографом Филиппом Халсманом и Сальвадором Дали в 1952 году, а также к диптиху Энди Уорхола, на котором изображена прославленная актриса. И фотомонтаж, и диптих нашли отражение во многих произведениях современного искусства [1, с. 136 –141].

Все эти художественные приемы позволяли Юй Юханю противопоставить две полярные культуры и политические системы. В своих работах, исполненных в стилистике поп-арта, художник не выдвигает никаких политических лозунгов или заявлений. Помещая символы коммунистической идеологии Китая в непривычный контекст, он словно призывает зрителя к осмыслению китайской действительности. Художественный критик Эдвард Люси-Смит утверждает, что «[одним] из захватывающих аспектов успешных произведений искусства часто является их двусмысленность, качество, которым работы Юй Юханя обладают в полной мере. Несмотря на яркие цвета и использование популярных мотивов, это картины, которые не сразу раскрывают весь свой смысл. Эти работы приглашают нас поразмышлять над двумя вещами: первая – это новейшая история Китая, другая – отношения страны с западным миром. Юй Юхань был одним из первых художников, работавших в западном стиле в Китае, и при этом нашедшим свой уникальный художественный язык» [6].

Как было сказано выше, Юй Юхань стал учителем для целой плеяды талантливых китайских художников-авангардистов. Будучи первопроходцем как политического поп-арта в частности, так и авангардного искусства в целом, своим творчеством он оказал непосредственное влияние на работы другого мастера политического поп-арта Ван Гуанъи (кит. 王广义). Параллели с художественными методами Юй Юханя прослеживаются в работах Ай Вэйвэя, Чжан Хуаня и других наиболее видных представителей китайского авангардного искусства. Рассматривая работы студентов Юй Юханя, которых он обучал в Шанхайской академии искусств и ремесел, можно безошибочно увидеть в них стиль учителя.

Простолюдины – самые умные, аристократы – самые глупые. 1995
  Простолюдины – самые умные, аристократы – самые глупые. 1995
  Юй Юхань
 
 
 
Без названия
  Без названия
  Цинь Ифэн
 
 
 

Так, в произведениях его ученика Цинь Ифэна используются характерные для манеры Юй Юханя точки и линии. При этом Цинь Ифэн не заключает эти символы в круг и таким образом визуально расширяет границы полотна. В его работах яркие беспредметные формы сочетаются с природными объектами. Изображения, создаваемые им, часто напоминают ландшафты, горы, реки, но при этом сохраняют абстрактный характер. Художник использует разнообразные материалы, такие как стекло, металл и пластик, для масштабных, сложных инсталляций. Цинь Ифэн известен и своими работами в манере неоконкретизма.

Другой ученик Юй Юханя Фэн Лянхун также известен своими аллюзивными и двусмысленными произведениями. В 2022 году, в пекинском центре современного искусства Саньюань (кит. 三远), состоялась его персональная выставка «Форест Хиллз». Она представила одноименную серию работ, созданную автором в длительный период самоизоляции из-за пандемии коронавируса и названную в честь района в американском Нью-Йорке, в котором проживал тогда художник. Имея под рукой лишь немного акварели и небольшое количество акрила и чернил, Фэн Лянхун исполнил динамичные зарисовки, отличающиеся разнообразием использованных живописных приемов. На выставке были показаны и другие произведения мастера, созданные с 2015 по 2021 год. Куратор этого проекта Дай Чжоцюнь (кит. 戴卓群) заявил, что «выставка представляет собой мир из трех тысяч великих миров. Здесь художник сталкивается с самим собой, спокойным, подавленным, счастливым...» [2]. Экспозиция строилась по колористическому принципу. В первом зале зрителя встречали произведения в черно-белой гамме, о которых автор говорил: «Стена, на которой находится картина, – белая, с теплыми тонами. Оказываясь на белой стене, серая картина внезапно становится серебристо-серой, такой прием позволяет показать космический характер работы». Во втором и третьем залах были представлены произведения в цвете. Комментируя одну из таких картин под названием «Желтый» (кит. 黄), в которой напряженно сочетаются яркая верхняя и спокойная нижняя части композиции, художник пояснял: «Одна текстура настоящая, другая – пустая, одна толстая, другая – тонкая, одна однородная, а другая богата деталями». Фэн Лянхун, как и его учитель Юй Юхань, сталкивает две противоположности, с той лишь разницей, что картины Фэна лишены политического подтекста. Сам художник так рассуждает о своем творческом методе: «Я хочу примирить и объединить противоречивые вещи с помощью живописи, хочу, чтобы в моих работах был переход и баланс между этими противоречиями, а детали создавались в процессе примирения» [2].

серии «Форест Хиллз». 2020
  Из серии «Форест Хиллз». 2020
  Фэн Лянхун
 
 
 

Для искусства нового Китая Юй Юхань стал деятелем, успешно сочетающим в своих произведениях китайские традиционные символы с западными художественными методами. Его работы вдохновили целую плеяду художников, имена которых известны и за пределами Поднебесной, а творческий язык Юй Юханя не теряет актуальности вплоть до настоящего времени. В 2023 году первопроходец политического поп-арта скончался в возрасте 80 лет, и выставки в его память продолжают проводиться в Китае [6]. Более того, «фирменный стиль» Юй Юханя живет и развивается в творчестве его учеников, известных в Китае и за его пределами.

Литература:


1 Лебедева И.В. «Диптих Мэрилин»: эволюция образа от поп-арта до треш-арта (к 95-летию со дня рождения актрисы) // Художественная культура. 2021. № 4. С. 132–160.
2 Ишу цзя Фэн Лянхун: Тунго хуэйхуа ба маодунь дэ дунси тяо хэ тунъи цилай [艺术家冯良鸿:通过绘画把矛盾的东西调和统一起来; Художник Фэн Лянхун: Примирение и объединение противоречивых вещей посредством живописи] // Медиа-портал Sohu. URL: https://www.sohu.com/a/557852712_161795 (дата обращения: 14.03.2024).
3 Чунфань Цзыжань | Юй Юхань [重返自然 | 余友涵; Возвращение к природе | Юй Юхань] // Интернет-журнал Thepaper. URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_24325699 (дата обращения: 13.03.2024).
4 YU YOUHAN | The Lowly are the Most Intelligent, the Elite are the Most Ignorant // Интернет-аукцион Sothebys. URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2018/contemporary-art-hk0784/lot.559.html (дата обращения: 13.03.2024).
5 Yu Youhan, trailblazer of Political Pop, 1943–2023 // Интернет-журнал ArtReview. URL: https://artreview.com/yu-youhan-trailblazer-of-political-pop-1943-2023/ (дата обращения: 13.03.2024)
6 Yu Youhan, 1943–2023 // Интернет-журнал ArtAsiaPacific. URL: https://artasiapacific.com/news/yu-youhan-1943-2023 (дата обращения: 13.03.2024).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://www.sohu.com/a/387645115_149159 (дата обращения: 13.03.2024).
2 URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled/4853F79989538000 (дата обращения: 13.03.2024).
3 URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_24325699 (дата обращения: 13.03.2024).
4 URL: https://www.mutualart.com/Artwork/The-Lowly-are-the-Most-Intelligent--the-/CC55C7402ED6BD73 (дата обращения: 13.03.2024).
5 URL: https://goo.su/4zlhMU (дата обращения: 14.03.2024).
6 URL: https://www.sohu.com/a/557852712_161795 (дата обращения: 14.03.2024).