Традиции японской керамики Кутани
в творчестве мастера Асакура Исокити

07 апреля 2020
Е.Б. Смолкина
Асакура Исокити III. Блюдо с изображением гранатов
  Блюдо с изображением гранатов. 2010-е
  Асакура Исокити III
  Выставочный зал мастерской семьи Асакура.
Комацу, префектура Исикава. Япония
 
 
 

Керамика Кутани (九谷焼 кутани-яки) — одна из наиболее знаменитых в Японии школ изготовления и росписи фарфоровых изделий, появившаяся более 300 лет назад. Техника Кутани представляет собой надглазурную роспись с использованием красок пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и фиолетового. Контур рисунка часто выполняется черным цветом, но возможно также нанесение красных или золотых линий. В предыдущей статье автора, опубликованной в журнале «Художественный музей» в 2019 году [1], было рассмотрено историческое развитие школы Кутани. Как показало исследование, стилистические особенности Кутани значительно различаются в зависимости от периода изготовления предметов и личности мастера, поэтому целесообразно использовать территориальный метод классификации, при котором к керамике Кутани относятся изделия, произведенные в префектуре Исикава [1]. В данной статье приводится анализ творчества Асакура Исокити, выдающегося мастера Кутани, чьи работы являются в некотором роде синтезом традиционных и современных тенденций японского декоративно-прикладного искусства.

Асакура Исокити Томонари — потомственный мастер керамики Кутани в третьем поколении. Псевдоним Исокити перешел к нему от отца, Асакура Ёсаку (1913—2000), который, в свою очередь, унаследовал его от первого мастера Исокити. Обычай передачи творческого псевдонима от учителя к ученику имеет место и в других сферах японского искусства, таких как театр или живопись, и связан с преемственностью традиций в рамках школы или мастерской. Здесь можно говорить о необычайно высокой степени сохранности художественных особенностей: вместе с псевдонимом ученик наследует обязанность продолжать дело учителя — работать в соответствии с заложенным им стилем и обучать ремеслу следующее поколение. В некоторых случаях подобные творческие династии существуют не одно столетие. Это приводит к тому, что в течение нескольких веков произведения искусства, создающиеся в той или иной мастерской, подписываются одним и тем же именем, которое со временем приобретает все больший авторитет.

Ваза в осенних тонах
  Ваза в осенних тонах. 2010-е
  Асакура Исокити III
  Выставочный зал мастерской семьи Асакура.
Комацу, префектура Исикава. Япония
 
 
 

Асакура Томонари родился в 1941 году в городе Комацу (префектура Исикава). С детских лет он привык работать с глиной и под влиянием творчества отца развил в себе любовь к гончарному искусству. Закончив в 1962 году обучение в Производственном исследовательском институте Нагоя по специальности «керамика и фарфор», он продолжил практиковаться под руководством мастера росписи Китадэ Тодзиро (1898—1968). С 1963 года Асакура Томонари принимал участие в ежегодных выставках японского изобразительного искусства «Ниттэн», его работы экспонировались в Китае и странах Европы. С 1974 года он состоит в Японской ассоциации современных искусств и ремесел, с 1976-го является почетным членом жюри на выставке «Ниттэн». В 2002 году мастер получил награду за вклад в развитие японской культуры от управления префектуры Исикава.

Летом 2018 года Асакура Исокити посетил Новосибирск и Республику Алтай для участия в IV Международном пленэре по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая». Там он провел несколько мастер-классов — показал, как работать с глазурными красками собственного изготовления, а также продемонстрировал несколько произведений, которые привез с собой. Так началось знакомство русских мастеров керамики и специалистов, изучающих искусство Востока, с техникой Кутани и с творчеством Исокити [1].

При анализе творчества мастера необходимо отметить некоторые обстоятельства, сыгравшие немаловажную роль в становлении художественных особенностей керамики семьи Асакура.

На начальной стадии развития школы Кутани производство делилось на несколько цехов. Лепка из глины и первичный обжиг осуществлялись в одной мастерской, покрытие глазурью и роспись — в другой, продажа готовых изделий тоже происходила отдельно. Так, в создании и одного и того же предмета могли быть задействованы несколько мастеров. Это обуславливалось, прежде всего, трудоемкостью процесса изготовления на каждом его этапе, а также дороговизной материалов. Во многом данная система характерна исключительно для школы Кутани, ее использование продолжается и по сей день. В то же время на протяжении всей истории Кутани были такие мастера, которые работали над изделием от начала до конца. Однако, по словам Асакура Кадзука, дочери мастера Исокити, для этого требуется достаточно высокий уровень профессионализма. Кроме того, такая работа занимает много времени, и производить большое количество изделий становится невозможным.

Цветочный сад
  Цветочный сад. 2010-е
  Асакура Исокити III
  Выставочный зал мастерской семьи Асакура.
Комацу, префектура Исикава. Япония
 
 
 

Именно эта система повлияла на своеобразие стиля творчества семьи Асакура. По рассказу Асакура Кадзука, ее прадед, первый мастер Исокити, состоял в цехе лепки и обжига. Это была работа с гончарным кругом или ручная лепка, высушивание глиняных сосудов и затем — обжиг в дровяных печах. Однако только тот мастер, кто впоследствии украшал предметы росписью, мог оставить свое имя на законченном и готовом для продажи сосуде. Личность того, кто вылепил изделие, таким образом оставалась в тени. На определенном этапе этого стало недостаточно для раскрытия творческого потенциала мастеров Асакура, и тогда мастер второго поколения Асакура Ёсаку начал совмещать лепку сосудов с их декорированием. Он и его сын, нынешний глава семьи, учились росписи у другого не менее известного в настоящее время мастера Кутани — Токуда Ясокити (1873—1956).

При изготовлении изделий в мастерской Исокити много внимания уделяется ручной лепке. Неординарность и многообразие форм сосудов можно выделить как одну из ярких характеристик этой школы. Особенно необычны вазы: из вертикального каплевидного сосуда с вытянутым горлышком ваза в руках Исокити превращается в куб, цилиндр или низкую, приземистую «тарелку»; кромка вазы или блюда приобретает сходство с лепестками цветов или — благодаря сквозным отверстиям — с решеткой или садовой изгородью. Зачастую уже во время лепки на поверхность изделия наносится будущий узор или рисунок — мастер работает по мягкому материалу, делая в нем рельеф или углубление, накладывая дополнительные декоративные детали, придавая рисунку объем и форму. Благодаря такой технике изображенные в росписи сюжеты смотрятся невероятно живо и выразительно. Как отмечали отечественные мастера, участвовавшие в пленэре на Алтае, подобные приемы в изготовлении керамики редко встречаются даже среди русских гончаров.

Прибрежная гармония
  Прибрежная гармония. 2010-е
  Асакура Исокити III
  Мастерская семьи Асакура. Комацу,
префектура Исикава. Япония
 
 
 

Визуальный анализ произведений Асакура Исокити не позволяет с точностью утверждать, откуда позаимствованы сюжеты для росписи, но, вероятно, — из традиционной японской живописи и из декора изделий начальной стадии развития керамики Кутани (XVII век), которая испытала на себе влияние китайского фарфора династий Мин (1368—1644) и ранней Цин (1644—1912). Изредка в дизайне изделий Исокити можно заметить элементы, схожие с росписью среднеазиатской керамики, — например, растительные и геометрические орнаменты и цветочные арабески. Однако, прежде всего заметна неразрывная связь с традициями японского декоративного и изобразительного искусства — она прослеживается в природных мотивах росписи. Часто используются такие детали как цветы сакуры или сливы, сосновые ветви, изображения птиц, рыб и зодиакальных животных. Характерный для работ семьи Асакура горчично-желтый цвет с темными сегментами можно встретить в росписи многих изделий — он гармонично сочетается с насыщенными оттенками зеленого, синего или коричневого. Несмотря на яркость и экспрессивность отдельных красок или рисунков, общее впечатление, которое возникает при взгляде на изделия, — спокойствие и умиротворение. Творчество мастера Исокити впитало в себя уникальную способность японской культуры сочетать в себе противоположные качества: богатую выразительность и простоту, новизну и верность традициям.

Дом и мастерская семьи Асакура расположены в городе Комацу префектуры Исикава. Там же находится и небольшое кафе, где посетители могут насладиться чаем или кофе, фруктами или другими угощениями, сервированными на расписной посуде авторства мастера Исокити и его дочери Кадзука. Мастерская состоит из нескольких помещений: для работы с глиной, для обжига, для росписи и смешивания красок, для хранения ингредиентов. Процесс приготовления глазури чрезвычайно важен для техники Кутани. От состава краски зависит не только получаемый оттенок, но и такие ее свойства как прозрачность или пастозность, глянцевый блеск или матовость, степень устойчивости к высоким температурам. Иногда изменение составляющих краски может привести к неожиданным эффектам после обжига — появлению на глазурном покрытии мелких трещин, потеков или частичному проникновению одного цвета в другой. Поэтому в каждой мастерской Кутани художники изготавливают краски самостоятельно, и рецепты некоторых цветов хранятся в секрете от посторонних.

Знакомство с творчеством Асакура Исокити и его семьи показывает, как много различных сфер художественной деятельности охватывает искусство керамики Кутани. Наследственный мастер Кутани — это не только тот, кто в соответствии со сложившимися в древности художественными традициями расписывает керамические сосуды, но и тот, кто работает над созданием формы изделий, обжигает их при определенной температуре, учитывая все свойства и особенности глины, самостоятельно изготавливает глазурные краски, путем различных опытов получая новые цвета и оттенки. Это также тот, кто оглядывается на постоянно изменяющиеся направления современного искусства и каждый раз вкладывает в свои произведения то, что находит отклик в сердце зрителя, невзирая на его возраст и национальность.