В постоянной экспозиции музея особый раздел составляет собрание картин Николая Константиновича Рериха (1874-1947) – известного художника, ученого, писателя, общественного деятеля.
Н.К. Рерих создал более 7000 художественных произведений, которые разошлись по всему миру, умножая славу русской культуры. В Новосибирский художественный музей его работы поступили в 1960 году, из части наследия художника, привезенной на родину его сыном Ю.Н. Рерихом. Коллекция включает 60 произведений, исполненных в последнее десятилетие жизни мастера, что определяет ее цельность, смысловую и стилистическую. Созданные в зрелые годы, эти работы крепкими нитями связаны со многими картинами Н.К. Рериха, написанными в разные периоды его творчества. В коллекции выделяются две основные жанровые группы – пейзажи и сюжетные картины.


Настасья Микулична
Пейзаж в творчестве Н.К. Рериха занимает значительное место. В первом, «русском» периоде он играет важную роль в сюжетных композициях, а в 1920-е годы, при обращении к индийской тематике, становится самостоятельным. Большинство пейзажей в коллекции Новосибирского художественного музея представляют изображение Гималаев, в ней есть также произведения, посвященные Тибету, Монголии и России. В этих работах художник показывает конкретные места, иногда с точными географическими названиями («Нанда-Дэви», «Маульбек»), но художественный язык их всегда обобщен. В них отсутствует детализация, фактура передана приблизительно. Н.К. Рерих выявляет структуру гор, их кристаллические крупные массы, стремясь создать образы, возвышающие душу. Все работы выполнены темперой, дающей матовую фактуру и определяющей яркость, звучность тонов. Декоративность, интенсивность цвета – одна из особенностей всего творчества Н.К. Рериха, что проявляется и в картинах Новосибирского художественного музея.
Сюжетные работы, хранящиеся в музее, посвящены темам, к которым Н.К. Рерих обращался на протяжении всего своего творчества. Полотно «Настасья Микулична» имеет несколько вариантов, созданных в разные годы. В произведении из новосибирской коллекции фигура былинной русской богатырши дана на фоне языков пламени. В 1918 году Н.К. Рерих написал повесть-письмо «Пламя», где этот образ служит символом гнева, безумия, разрушения. Возможно, в живописном произведении огненные языки символизируют войны и потрясения, которые переживала Россия в первой половине ХХ века.

Сантана. 1944

Бэда-проповедник. 1945
Ведушая (Двое на фоне снежного пика). 1944

Гималаи (Облачко и вершина). 1946

Древнерусский мотив. 1935-1936

Маульбек (Ладак. Крепость на горе). 1937

Печаль (Двое в лодке). 1939

Пылающий закат. 1945

Серебряные горы

Чарака (Тибетская легенда. Старик). 1935-1936
