Мир художника внутри бесконечности...
Геннадий Трошкин. К 90-летию со дня рождения

21 июля 2020
И.Г. Кузнецова (Трошкина)

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк

 
Г.Н. Трошкин. Дом под часами. 1960. Новосибирский государственный художественный музей
  Дом под часами. 1960
  Г.Н. Трошкин
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 
Г.Н. Трошкин. Некрополь Александро-Невской Лавры. 1947. Частное собрание
  Некрополь Александро-Невской Лавры. 1947
  Г.Н. Трошкин.
  Частное собрание
 
 
 

Вспоминая о 50 - 70-х годах прошлого столетия, мы обращаемся к общественной атмосфере тех лет, событиям и деятелям культуры. В собрании Новосибирского государственного художественного музея хранится около двадцати произведений Геннадия Трошкина - художника, жизнь и творчество которого навсегда связаны с Новосибирском. Его монументальные панно и декоративные композиции в свое время украсили города и поселки Сибири: здание Новосибирской ГЭС, рестораны «Россия» и «Сибирь», профилакторий «Парус» в Бердске, здание ТЭЦ-2 в Комсомольске-на-Амуре, дома культуры.

Великолепный пейзажист, тонко чувствующий натуру, одаренный портретист, прекрасный рисовальщик и керамист, он одним из первых прошел послевоенную ленинградскую школу мастеров с 1946 по 1954 год. Каждый новый период его творчества не похож на прежние: художнику удавалось быть разнообразным в выборе жанров и техник изобразительного искусства, быть многоликим, но неповторимым. В 2020 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого замечательного мастера.

Геннадий Николаевич Трошкин родился 5 февраля 1930 года в Чите. С детства он проявил способности к рисованию, посещал читинскую детскую художественную школу. Сразу после войны, в 1946 году, юноша поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище на кафедру монументально-декоративной живописи.

Изначально кафедра имела две  образовательные ступени. Первая – это курсы мастеров, где в течение двух лет слушатели овладевали знаниями и техникой альфрейной живописи, мозаики, фрески, сграффито, клеевой живописи. Они получали дипломы мастеров-исполнителей произведений монументальной живописи. Именно они стали впоследствии знаменитыми реставраторами и сохранили для нас многие исторические и архитектурные памятники. Вторая ступень -  это шестилетний курс по изучению основ академической школы в области рисунка и живописи, истории искусств и архитектуры, философии и других дисциплин. Но определяющим с самого начала существования кафедры и до сих пор является курс изучения основ композиции и технологии материалов монументальной живописи [3, c. 54].

Качество обучения здесь было высоким, что способствовало быстрому освоению технических навыков рисования и работы с различными материалами. Занятия включали рисунок карандашом, пером и тушью, живопись масляными красками, акварель, роспись по фарфору. Изучались техника майолики, гравюры, лепка и многое другое. Как упоминалось выше, кроме основных дисциплин студентам преподавали историю искусства, перспективу, композицию, геометрию. Училище отличалось строгой дисциплиной и порядком. Практику учащиеся проходили на разрушенных объектах культуры. Это было время возвращения города-героя к нормальной жизни, в том числе и культурной. Уже осенью 1945 года функционировали 16 из 45 довоенных музеев. Возвращались из эвакуации экспонаты музейных коллекций. Эрмитаж открывал для посетителей свои залы. 

В годы блокады были повреждены 187 из 300 исторических памятников, и студенты совместно с реставраторами и мастерами работали, восстанавливая не только пострадавшие фрагменты интерьеров музея художественно-промышленного училища, но и полуразрушенный город. В 1946 году открылся главный корпус Русского музея - Михайловский дворец. Геннадий Трошкин вспоминал, как он вместе с сокурсниками осваивал малярные и штукатурные работы, роспись и лепку, трудясь в Михайловском дворце. Электрического освещения в здании тогда не было, работали только в светлое время суток. В результате было восстановлено более 2500 м2 плафонной живописи, более 50 м2 скульптурных горельефов, около 16 км лепных карнизов и тяг, 1500 м2 лепных потолков с позолотой. Воспитанникам художественно-промышленного училища довелось работать над росписью вестибюля Михайловского дворца, целиком заполненного строительными лесами. «В здании было очень сыро, - вспоминал Геннадий Николаевич, - и живопись покрылась плесенью, местами отслаивалась целыми пластами, мы ее приглаживали теплыми утюгами».

Еще одним заданием для студентов этого выпуска было воссоздание утраченных фрагментов отделки и изразцов Летнего дворца Петра I в Летнем саду. Мастера и учащиеся в первую очередь залатали железными листами его крышу, оштукатурили, а потом побелили стены. В 1947 году сюда пришли первые посетители. Плафоны приобрели первозданный вид в ходе работ 1949 - 1953 годов, кровля и чердачные перекрытия - в 1957 - 1958 годах.

На территории Некрополя мастеров искусств в Александро-Невской Лавре в дни блокады был огород. За два послевоенных года здесь воссоздали газоны, дорожки, цветники, ограды и наиболее поврежденные памятники. К 1950 году, к юбилею А.В. Суворова, похороненного в Благовещенской церкви Лавры, закончился капитальный ремонт усыпальницы. Троицкий собор Лавры реставрировали с 1957 по 1960 год. Вместе с другими студентами Геннадий Трошкин участвовал в восстановлении этого объекта. Вдохновляясь этим архитектурным памятником, он создал серию зарисовок и этюдов. К этому периоду относятся самые ранние городские пейзажи, написанные им в 1947 - 1949 годах: «Ленинград. Спас-на-Крови», «Соляной переулок», «Некрополь Александро-Невской Лавры». В них молодой художник проявляет себя как талантливый живописец, решая сложные задачи воспроизведения световоздушной среды.

Практические работы по восстановлению города были неотделимы от учебного процесса, поскольку в ходе реставрации объектов культурного наследия приобреталось профессиональное мастерство. За годы обучения Геннадий Трошкин освоил не только монументально-декоративное искусство, но и навыки реставратора, керамиста, а также рисунок и живопись.

Г.Н. Трошкин. «Русская артиллерия в 1812 году». Эскиз панно. 1953. Частное собрание
  «Русская артиллерия в 1812 году». Эскиз панно. 1953
  Г.Н. Трошкин
  Частное собрание
 
 
 

Закончив первую образовательную ступень - отделение мастеров Ленинградского художественно-промышленного училища в 1949 году, Трошкин перешел на факультет монументально-декоративной живописи, где продолжил осваивать приемы мастерства, тонкости работы с различными материалами, в частности – с мозаикой.

Имя скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР училище получило в 1953 году. Геннадий Трошкин в 1954 году оказался в числе первых 22 выпускников ЛВХПУ – широко известной «Мухи». Его дипломной работой явился эскиз живописного настенного панно для Ленинградского Высшего военно-артиллерийского училища «Русская артиллерия в 1812 году» (руководители Г.В. Павловский, К.Л. Иогансен). Дипломные задания того времени имели адресную программу, поэтому их целью было направить творческое воображение выпускников на решение декоративного оформления конкретного объекта.

Г.Н. Трошкин. Этюд для панно «Русская артиллерия в 1812 году». 1952. Частное собрание
  Этюд для панно «Русская артиллерия в 1812 году». 1952
  Г.Н. Трошкин
  Частное собрание
 
 
 

Профессорско-преподавательский состав подходил к созданию диплома как к творческой работе, в которой раскрываются навыки, полученные в процессе обучения, и индивидуальные особенности студента. В 1954 году на кафедре монументально-декоративной живописи преподавали замечательные художественные деятели. Среди них были Г.И. Рублев, Р.Р. Френц, Г.А. Савинов, И.П. Степашкин, А.Н. Самохвалов, А.М. Любимов, П.Д. Бучкин, М.Э. Гизе, Е.Г. Франке. Подобное содружество крупных мастеров было очень важно для решения общей задачи - индивидуальной подготовки будущих художников монументально-декоративной живописи, чувствующих в равной степени историю и современность. Они учили своих воспитанников навыкам работы на пленэре, обобщенному рисунку, соединению в одной композиции элементов пейзажа, жанра, натюрморта. И.П. Степашкин работал в мозаичных мастерских Академии художеств, а также имел большой реставрационный опыт (раскрытие фресок в Софийском соборе Киева), который передавал ученикам. Е.Г. Франке, в ту пору молодой преподаватель, обучала технике альфрейной живописи, фрески, сграффито. Тогда на кафедре истории искусств и архитектуры работала Мариэтта Эрнестовна Гизе - одна из первых историков художественно-технической культуры России. Именно благодаря ей Геннадий Николаевич заинтересовался протодизайном. Предметом особого интереса становятся для него художественные принципы в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в совокупности с научными и техническими достижениями. Взаимосвязь художественного замысла и его технического воплощения он начал постигать еще в студенческие годы. Эти знания художник будет активно применять в последующей творческой и трудовой деятельности, выполняя заказы различных производственных объединений.

Геннадий Николаевич перенял от своих учителей не только технические навыки работы в материалах, но и поэтическое восприятие явлений жизни, тяготея при этом к монументальности и эпической трактовке образов.

Ленинградское искусство тех лет, а также сформировавшуюся к тому времени ленинградскую школу отличало особое отношение к художественной практике, прежде всего - к проблеме качества изобразительного языка. Многие процессы современного советского искусства, новые средства выразительности у ленинградских художников были нивелированы традиционным подходом к творчеству. Такой традиционный подход не означал отказа от провозглашения новых форм, но позволял в погоне за модными тенденциями избегать штампов – синонимов современного искусства.

Важной чертой было наличие авторитетного профессионального мнения, основанного на старых петербургских традициях. Ленинградская школа с первых шагов ориентировалась на особенности различных художественных центров, распространяя сложившийся опыт наставников и педагогов в регионы. Этот процесс повлиял на изобразительное искусство страны в целом: развивались, стилистически взаимопроникали друг в друга художественные школы Москвы, Ленинграда, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Выпускники столичных художественных ВУЗов разъезжались по всей стране…

Г.Н. Трошкин. Красный проспект. Начало улицы Аэропорт. 1960. Новосибирский государственный художественный музей
  Красный проспект. Начало улицы Аэропорт. 1960
  Г.Н. Трошкин
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

После окончания обучения, в 1954 году, Геннадий Трошкин по распределению был направлен в Новосибирск, архитектором в проектный институт СИБГИПРОТРАНС. 1950-е годы были ознаменованы для Новосибирска небывалым притоком молодых художников, вдохновленных творческой атмосферой быстро растущего города. Среди нескольких десятков выпускников художественных училищ и институтов были однокашники Геннадия Трошкина по ЛВХПУ имени В.И. Мухиной Н.С. Гриднев, А.С. Чернобровцев, В.П. Сокол  и многие другие молодые художники: Э.С.  Гороховский, Б.Н. Горовой, Н.Д. Грицюк, С.В. Калачев. В здании на Красном проспекте тогда на первом этаже располагался краеведческий музей, а на втором – Союз художников, выставочный зал. Кроме выставочных залов и Дирекции художественного фонда там же размещались 14 творческих мастерских. Это были перегороженные щитами пространства. Гороховский работал в вытянутой каморке, больше похожей на пенал, два с половиной метра в ширину, пять в длину. За фанерной перегородкой была мастерская Василия Титкова. Дверь напротив вела в мастерскую Спартака Калачева. Мастерская Геннадия Трошкина находилась по соседству.   

Начинающим художникам были созданы минимальные возможности для творчества, но в таких аскетичных условиях молодежь была охвачена азартом новых идей и проектов, наполняя пространство духом созидания. Эдуард Гороховский вспоминал: «В Новосибирске появились друзья, люди, которые поддерживали друг друга, помогли адаптироваться и в дальнейшем сыграли большую роль в художественной жизни региона. Это, в первую очередь, Николай Демьянович Грицюк, очаровательный человек и замечательный художник. Встреча с Грицюком, его влияние было плодотворным и сильным. Считаю его своим неофициальным учителем. В Академгородке была масса интересных людей: архитекторы Воля Иванов и Гена Трошкин. Дружили мы с актерами Костей Захаровым, Валей Мороз. Славный человек и художник, искрометный Спартак Калачев…» [2].

Начиная с 1954 - 1955 годов на выставках Новосибирского отделения Союза художников стали экспонироваться пейзажи, портреты, этюды и зарисовки, а также картины, тематически посвященные Новосибирской ГЭС и ее строителям. Участником таких выставок становится и Геннадий Трошкин. Работы этого периода отличаются актуальностью, репортажной ценностью урбанистических пейзажей, предоставляя сегодняшнему зрителю погружаться в пластику бесконечного движения по замкнутому кругу, путешествуя в далекие 1950-е.

Г.Н. Трошкин. Эскизы и фото мозаичного панно «Гимн строителям». Комсомольск-на-Амуре. 1970
  Эскизы и фото мозаичного панно «Гимн строителям». Комсомольск-на-Амуре. 1970
  Г.Н. Трошкин
 
 
 

Меняющийся облик сибирского города и его очевидная красота становятся основной темой творчества Г.Н. Трошкина 1950-х годов. Он воспроизводит диалог настоящего и прошлого в небольших этюдах. В них город то утопает в лучах солнечного света, то меркнет в вечерних сумерках, когда цвета теряют свою насыщенность, сглаживаются контрасты. В этих этюдах проявляется удивительная импрессионистическая зоркость художника. Их живопись многослойна, красочные мазки пластичны и корпусны. Из этой живой, подвижной фактуры, напоминающей мозаику, вырываются реалистически трактованные фигуры. Мотив здесь не важен: скорее эти работы могут служить примером того, как автор видит натуру и старается отразить на холсте естественное, живое, непрерывное движение жизни. Зимние пейзажи написаны в привычных живописных нормах и канонах, «свежи и морозны». Геннадий Николаевич вспоминал, насколько трудно было приспособиться писать с натуры зимой, в тридцатиградусный мороз и как он смастерил для этой цели передвижной фанерный домик на полозьях с маленькой печуркой внутри. Очень часто прохожие заглядывали «на огонек», думая, что там торгуют горячими пирожками, и удивлялись, увидев человека с этюдником, красками и кистями.

Г.Н. Трошкин. Обсуждаем программу партии. 1987. Частное собрание
  Обсуждаем программу партии. 1987
  Г.Н. Трошкин
  Частное собрание
 
 
 

В начале 1960-х годов в Новосибирске открылось молодежное кафе «Спутник» - недалеко от Оперного театра, на первом этаже жилого дома по улице Депутатской. Его появление было для города большим событием. Такое могло состояться только в период «оттепели». В «Спутнике» устраивались неформальные встречи с художниками, артистами, поэтические вечера. Кафе соответственно было и оформлено - роспись его интерьера выполнили Эдуард Гороховский, Николай Гриднев и Геннадий Трошкин.

1960 - 1970-е годы - это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению «шестидесятников». Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства - поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного для искусства тех лет. Художники разрабатывают новый, так называемый «суровый» стиль. Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому [4, 5]. Именно в это время искусство освобождается от иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой, и от всего того, что лишает произведение глубины и выразительности, пагубно влияя на образное содержание и художественное мастерство.

Для шестидесятников обобщенная эмоциональность не является противоположностью жизни, чем-то лежащим вне их личного ощущения правды и подлинности. Отсюда поиски гармонии, красоты вне академических правил - фольклор и примитив, парадоксы индивидуального восприятия окружающего, соединение полярных традиций. Совершив виток в абстрактно-авангардистское направление, искусство 1960 – 1980-х годов попыталось вернуться к классическим устоям в эстетике постмодернизма, главной особенностью которой стала эклектичность, смешение стилей разных эпох и национальных культур, свободное владение живописным пространством. В Сибири совокупность авторских стилей, индивидуальностей и течений проявилась в создании публицистических интерпретаций монументальных форм. Их насыщенному образному, философски-глубокому содержанию соответствовали яркая выразительность, светоносная цветовая гамма, динамичная композиция.

Появляются новые (забытые ранее) техники монументального искусства: мозаика, сграффито, витраж, расписная керамика. Монументалисты со специальным образованием стали центром притяжения для художников-живописцев, графиков, скульпторов и прикладников. Монументальное искусство, привычно ассоциировавшееся с живописным настенным панно, обогатилось другими формами и материалами: рельефом в различном исполнении, мозаикой, смешанными техниками. Расширилась и среда применения рельефа – от интерьера до экстерьера. Знания и навыки, полученные в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной, нашли практическое воплощение.

Геннадий Николаевич Трошкин, ставший впоследствии главным художником Новосибирска, долгие годы плодотворно работал в области декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства. В 1970 – 1990-е годы он активно экспериментировал в керамике, а также создал серию монументальных панно и декоративных композиций: панно из гипсовых цветных блоков в машинном зале здания Новосибирской ГЭС «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны», комплексное художественное оформление Академгородка, декоративное оформление ресторанов «Россия», «Сибирь», дома культуры колхоза «Россия» Шипуновского района Алтайского края. Его уникальное по технике исполнения и размерам (655 м2) мозаичное панно «Гимн строителям» (1968 - 1971) по сей день размещено на здании ТЭЦ-2 в Комсомольске-на-Амуре, но, к сожалению, частично разрушено. В 1990 - 1991 годах он выполнил серию керамических панно и декоративных элементов для профилактория «Парус» в Бердске: «Подводное царство» в бассейне, «Деревья и птицы».

Г.Н. Трошкин. Братья. 2005
  Братья. 2005
  Г.Н. Трошкин
  Частное собрание
 
 
 

Помимо монументальных проектов и керамики, Трошкин не оставлял станковую живопись, обращаясь к разным жанрам и стилистическим приемам. Сама природа Сибири требует особых выразительных средств и акцентов. Бесконечные забайкальские просторы, излюбленный мотив - река и небо, отражения облаков в воде, золотая осень, дождливый пасмурный день оказывались объектами внимания художника. Природа для мастера представляла собой одушевленный живой мир, частью которого является человек, и этот мир полноправно становился «соавтором» его полотен. Индивидуальность облика городов и поселков воспринималась живописцем как частный случай. Легко улавливая эту индивидуальность, он не делал на ней акцента, а подчинял сиюминутному состоянию природы. В картинах Г.Н. Трошкина не только ландшафты, но и большие города превращаются в «детали» пейзажа, в тихие или шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Мало кто из художников так или иначе не вдохновлялся образами современников. Портретный жанр нельзя считать приоритетным в творчестве Геннадия Трошкина, но в его работах конца 1950-х - начала 1960-х годов интересно стремление к передаче состояния души, постижению характера. Это яркие реалистические произведения – «Стрелочник», «Таня», «Портрет мальчика», «Портрет матери», «Художник Гриднев».

Автопортрет с фотографией, написанный под впечатлением фронтовых писем старшего брата, возвращает к событиям и судьбам военного времени. В 2000 году в издательстве «Поиск» вышла книга «Запомните нас молодыми». В ней имеется страничка, посвященная Даниилу Гончарову, брату художника, и фотография, где тот запечатлен вместе с матерью в день призыва на фронт. Даниил служил матросом в Амурской Краснознаменной военной флотилии в 1940 – 1942 годах. В сентябре 1942 года старослужащие флотилии были направлены в Сталинград, где развернулись ожесточенные бои. Даниил Гончаров погиб под Тернополем 7 июня 1944 года. Перечитывая письма и публикации, Геннадий Николаевич заново  переживал трагические моменты истории и потерю старшего брата, не вернувшегося с фронта. В 2005 году появляется автопортрет художника с фотографией Данилы. Произведение «Братья» - живая боль за непрожитые годы, несбывшиеся надежды и мечты старшего брата, оставшегося солдатом навечно. Ему было тогда всего 22… Маме Даниила и  родным так и не удалось побывать на его могиле. Имя Даниила Гончарова высечено на  памятной плите Мемориала «Боевая и трудовая слава забайкальцев». Портрет «Братья» стал для художника и для его родных глубоко личным воспоминанием о войне.

Творчество Геннадия Трошкина всецело посвящено ХХ веку, его полотна отражают характерные этапы развития советского искусства 1950 - 1990-х годов. Он был одним из первых выпускников знаменитого Мухинского училища, но его жизнь и творчество неразрывно связаны с Сибирью, с Новосибирском, где он прожил большую часть своей жизни. Именно здесь молодой художник первого послевоенного выпуска ленинградского ВУЗа стал мастером, мужем и отцом, человеком, оставившим богатое творческое наследие. Геннадий Николаевич сделал многое для благоустройства города в 1960-е годы, оформляя монументальными панно и керамическими композициями интерьеры и экстерьеры зданий. В 1970 – 1990-е годы он в должности главного художника города разрабатывал архитектурно-пространственные решения по размещению рекламы, вывесок, малых форм на улицах и во дворах Новосибирска.

Г.Н. Трошкин. Оперный театр. 1998. Частное собрание
  Оперный театр. 1998
  Г.Н. Трошкин
  Частное собрание
 
 
 

Вспоминая искусство того времени, можно утверждать, что именно тогда мировая культура обогатилась новыми художественными формами, в создании которых авторы были самостоятельны и свободны. Ничто не появляется «ниоткуда», многое предшествовало возникновению новых направлений в отечественном искусстве. Повлияло ли искусство 1960 - 1990-х годов на искусство в целом? Внесло ли что-то новое? Произведения тех лет, которые долгое время были в забвении, вновь попадают на выставки; исследователи обращаются к неизвестным или забытым именам художников «из шестидесятых». Это означает, что художественные процессы середины ХХ века актуальны по сей день.

Процесс поиска методологии и свободы творчества в социокультурном пространстве позволил художникам ассоциироваться в творческие союзы и группы. Наследие Геннадия Трошкина можно рассматривать в контексте диалога таких союзов, каждый из которых является субъектом деятельности творческих объединений. Пришедшие на смену шестидесятникам молодые художники использовали в качестве образца идеи и традиции, созданные ярчайшими представителями центральных и региональных центров изобразительного искусства.

Советский и российский искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова очень точно и правдиво высказалась о следовании традициям прошлого в культуре и о потребности людей в искусстве: «Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу - но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди - вы, я, много еще людей - они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи <…> эта потребность есть» [1]. Геннадий Трошкин сумел в своем творчестве задать камертон, позволяющий его ученикам и последователям, сохраняя свободу творчества, оставаться верными лучшим художественным образцам и творческим школам.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Когда умирают родители, возникает чувство, что весь мир обрушился. Так уж устроен мир, что нет ничего вечного. Все люди смертны, каждую секунду кто-то на планете умирает. От смерти нельзя убежать - рано или поздно она всех настигнет. Но главное - это помнить, что жизнь продолжается и с уходом близких нам людей, не теряется смысл самого существования. Память об ушедших хранится в сердцах их близких и единомышленников, учеников. Остаются на вечную память дела, поступки, творчество. Я никогда не забуду своего отца – он живет в моем сердце, в моей памяти.

ПРИЛОЖЕНИЯ

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ

Педагоги Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной:

Бучкин Петр Дмитриевич. 1886 - 1965

В 1912 году окончил Императорскую Академию художеств. С 1932 года - преподаватель рисунка в Академии художеств. График, живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи  ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1950 года; профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи с 1951 по 1955 и с 1962 по 1965 год.

Основные работы: «М.И. Калинин в мастерской народного художника РСФСР В.Н. Мешкова» (1952), «А.М. Горький и Ф.И. Шаляпин» (1957), портрет художника Н.Е. Тимкова (1958), «Хлеборобы», «Обращение Косьмы Минина к русскому народу» (1956 - 1960) и др.

Гизе Мариэтта Эрнестовна. 1914 – 2011

Российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор, автор книг и статей. В 1938 году окончила архитектурный факультет Государственного института живописи скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств по специальности архитектор-художник. Работала в архитектурной мастерской №13 Ленпроекта. В 1948 году перешла на работу в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной, сначала на кафедру графики, а затем на кафедру истории искусств, где преподавала до конца жизни. Профессор, автор многочисленных трудов по истории художественного конструирования, технической художественной культуре России, протодизайну. Одна из первых историков художественно-технической культуры России. Член трех творческих союзов – Союза архитекторов, Союза художников и Союза дизайнеров России. Член всемирного клуба петербуржцев с 2008 года. За педагогическую деятельность отмечена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».

Иогансен Кирилл Леонардович. 1909 – 1980

В 1931 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, в 1934 – Академию художеств. Архитектор, художник-график, керамист, паркостроитель. Профессор. Преподаватель ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1950 по 1980 год. Заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи с 1971 по 1975 год. По его проектам был построен Большой Летний театр в ЦПКиО имени С.М. Кирова (Ленинград), там же выполнен ряд планировочных и других работ, осуществлены отделка кинотеатра «Художественный», реконструкция театра «Буфф» (ныне Молодежный театр) и кинотеатра «Великан». В 1943 году совместно с архитектором С.А. Петровым установил один из первых памятников Великой Отечественной войне – обелиск на берегу Тосны, у Ивановских порогов. В 1956 году совместно со скульптором И.С. Знобой установил памятник И.В. Бабушкину (Ленинград). Участвовал в оформлении выставки «Героическая оборона Ленинграда» (1944 - 1949), промышленной выставки (1947 - 1948), зала «Великая Отечественная война» в музее истории Ленинграда (1965).

Любимов Александр Михайлович. 1879 - 1955

В 1909 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Ученик И.Е. Репина, по рекомендации которого был направлен в Харьков. До 1919 года - директор и преподаватель Харьковского художественного училища. С 1927 года работал в Ленинграде. Сотрудничал с журналами «Красная панорама», «Вокруг света», «Пушка», «Бегемот». Художник-сатирик, признанный мастер быстрой зарисовки, шаржа, карикатуры. Живописец, работал в области портрета и пейзажа, писал историко-революционные картины. Преподаватель ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1949 по 1955 год, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи с 1949 по 1951 год.

Основные работы: портреты композитора Д.Д. Шостаковича (1935), артиста И.В. Ершова (1930), балерины Н.А. Анисимовой (1928), художника И.И. Бродского (1938) и др.

Павловский Генрих Васильевич. 1907 – 1973

В 1937 году окончил мастерскую А.А. Осмеркина Академии художеств. С 1937 по 1950 год преподавал в Академии художеств. Преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1950 года, в 1958 году перешел на кафедру рисунка. Работал в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, выполнял эскизы к театральным декорациям. Оформлял музей обороны Ленинграда.

Рублев Георгий Иосифович. 1902 – 1975

В 1930 году окончил Московский высший художественно-технический институт. В 1946 году приглашен А.А. Дейнекой преподавать в Московском институте декоративного и прикладного искусства. Преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1952 по 1973 год, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в 1957 – 1959, 1961 – 1964, 1967 – 1971 годах.

Основные работы: оформление плафона в Доме культуры метрополитена Москвы совместно с Б.В. Иорданским (1944 - 1946), флорентийская мозаика «Залп Авроры» на станции метро «Балтийская» в Ленинграде совместно с И.Г. Рублевой и архитекторами М.К. Бенуа и А.И. Курбасовым (1955) и др.

Савинов Глеб Александрович. 1915 - 2000

В 1940 году окончил мастерскую А.А. Осмеркина Академии художеств. Ассистент кафедры живописи и рисунка Академии художеств в 1945 – 1947 годах. Заслуженный художник РСФСР, профессор. Преподаватель ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (СПГХПА имени А.А. Штиглица) с 1949 по 2000 год, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи с 1959 по 1961 год.

Основные работы: «Артиллерия под Пулковом» (1947), «На Университетской набережной» (1957), «О русской женщине» (1960), «Матросы 1942 года» (1964), «Поволжская коммуна» (1977), «На Волге в годы гражданской войны» (1980).

Самохвалов Александр Николаевич. 1894 - 1971

Окончил ВХУТЕМАС. Заслуженный деятель искусств. Большинство работ хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. За выдающиеся произведения в изобразительном искусстве удостоен золотой медали на международной выставке декоративных искусств в Париже. За вклад в развитие культуры СССР награжден орденом Ленина. Преподавал в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной на кафедре монументально-декоративной живописи с 1948 по 1951 год.

Основные работы: «Девушка в футболке», иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Девушка с ядром», «Комсомолец 30-х годов», «С.М. Киров принимает парад физкультурников», панно «Советская физкультура».

Степашкин Иван Петрович. 1882 – 1960

В 1914 году окончил Академию художеств. Работал в мозаичных мастерских Академии художеств, а также на раскрытии фресок в Софийском соборе Киева. Преподавал в ЛВХПУ имени  В.И. Мухиной с 1946 года.

Основные работы: «Суворов и Павел», «Суворов в Кончанском», портреты М.И. Калинина, художника В.Е. Савинского, архитектора А.В. Смирнова, искусствоведа Н.Н. Пунина, балерины А.Я. Шелест.

Франке Елена Георгиевна. 1915 – 2001

В 1953 году окончила кафедру монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. Преподавала фреску, сграффито, альфрейную живопись  в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной – СПГХПА имени А.А. Штиглица на кафедре монументально-декоративной живописи с 1953 по 2001 год. Секретарь кафедры, вела переписку с выпускниками, отмечена благодарностями и почетными грамотами за многолетнюю и плодотворную работу.

Френц Рудольф Рудольфович. 1888 - 1956

Окончил батальную мастерскую Н.С. Самокиша Императорской Академии художеств. Во время Первой мировой войны вместе с Н.С. Самокишем и его учениками находился на передовых позициях русской армии, где сделал множество зарисовок. Дипломная работа – «После боя». Работал в Государственном декоративном институте, заведовал агитационно-плакатной мастерской (1920 - 1926). С 1929 по 1956 год преподавал в Академии художеств, был руководителем батальной мастерской с 1934 года. Преподавал в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной на кафедре монументально-декоративной живописи с 1949 по 1956 год в качестве совместителя. Создал крупные батальные композиции (панорамы и диорамы) на темы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Основные работы: мозаика для интерьера Дома правительства в Минске, «Штурм Зимнего» (1927), «Карусель» (1922), «Розовый снег. Начало НЭПа» (1925), «Невский ночью. Извозчик» (1923), «Полдень» (1927).

Новосибирские художники-монументалисты, выпускники Ленинградского высшего
художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной:

Гриднев Николай Сергеевич. 1928 - 1980

Выпускник ЛВХПУ имени В.И. Мухиной 1952 года. Дипломная работа – эскиз панно для Ленинградского горисполкома, тема - «Провозглашение Лениным Советской власти». Руководители – А.М. Любимов, К.Л. Иогансен. Преподавал в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной с 1952 по 1954 год. Работал в Новосибирске с 1954 по 1963 год.

Сокол Владимир Петрович. 1927 - 1990

Выпускник ЛВХПУ имени В.И. Мухиной 1955 года. Дипломная работа – эскиз панно для Артиллерийского исторического музея (Ленинград), тема - «Парад Победы в Москве». Руководители – Р.Р. Френц, К.Л. Иогансен. Заслуженный художник РСФСР.

Основные работы: витраж «Наука» (Новосибирский университет, 1974 -  1975), декоративное оформление Дворца культуры колхоза «Родина» в Алтайском крае (совместно с Н.С. Гридневым и Г.Н. Трошкиным, 1950-е).

Чернобровцев Александр Сергеевич. 1930 - 2014

Выпускник ЛВХПУ имени В.И. Мухиной 1954 года. Дипломная работа – эскиз росписи главной стены стадиона Ленинградского военного округа, тема - «Победители соревнования на пьедестале победы». Руководители – П.Д. Бучкин, А.М. Любимов, К.Л. Иогансен. Лауреат премии имени Ленинского комсомола.

Основные работы: фреска «Горький» (Дворец культуры имени М. Горького в Новосибирске), стена в сквере Героев революции (Новосибирск, 1960), декоративные работы для Новосибирского цирка, проект монументально-декоративного решения Дворца культуры в Братске.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.Н. ТРОШКИНА В СОБРАНИИ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:

  1. Портрет мальчика. 1957. Холст, масло. 50х42
  2. Бульвар. Красный проспект. 1958. Картон, масло. 34х50
  3. Микрорайон Щ. Академгородок. 1958. Картон, масло. 34,5х49
  4. Обь у Красного Яра. 1959. Картон. масло. 33х44
  5. Окраина. 1959. Картон, масло. 35х49,5
  6. Строительство на Оби. 1959. Картон, масло. 34,5х49,5
  7. Обские просторы. 1959. Картон, масло. 34,5х49,5
  8. Бульвар. Красный проспект. Здание Совнархоза. 1959. Картон, масло. 32х50
  9. Котлован. 1959. Холст, масло. 36,5х51,5
  10. Старое и новое. 1959. Картон, масло. 34,5х49,5
  11. Пляж. У моста. 1959. Картон, масло. 29,5х49,5
  12. Портрет Гриднева. Этюд. 1959. Картон, масло. 35,4х26
  13. Дом под часами. 1960. Картон, масло. 33,8х48,5
  14. Красный проспект. Начало улицы Аэропорт. 1960. Картон, масло. 34х48,7
  15. Пустырь. 1960. Картон, масло. 23,7х46,5
  16. Морозный закат. 1960. Холст, масло. 59,5х120
  17. Пригород. 1960. Картон, масло. 20,5х38,5
  18. Старый Новосибирск. 1960. Картон, масло. 33х47,5

ЛИТЕРАТУРА


1 Антонова И.А. «Плохое образование только добавляет хрупкости цивилизации в целом».
2 Эдуард Гороховский. «Новосибирск – очень крупная веха в моей жизни».
3 Кафедра монументально-декоративной живописи : книга-справочник / СПГХПА им. А.Л. Штиглица ; ред. В.С. Сперанская. СПб. : Искусство России, 2011. 286 с.
4 Каменский А.А. Вернисажи. М. ; Сов. художник, 1974. 528 с.
5 Каменский А.А. Романтический монтаж. М. : Сов. художник. 1989. 334 с.